Саарлоосвульфхонд (саарлооская волчья собака)

 

Саарлосский волфхондУ нее волчий окрас, она ведет себя, как волк, она похожа на волка, на это не волк. Это собака-волк Саарлооса, метис волка, собака, не похожая ни на одну другую, предназначенная селекционерами для любителей волков.

Собака-волк Саарлооса обязана не только своим существованием, но и своим именем Ландеерту Саарлоосу, старому морскому волку, которых вынужден был отказаться от своей скитальческой жизни из-за появившейся глухоты.

Страстно влюбленный в природу и животных, он бросил якорь в Дордрехте, в Нидерландах, и превратил свой сад в зверинец: шакалы, львы, волки, лисы и обезьяны таков был круг его повседневного общения.

Между волком и собакой

 

Из всех этих диких и экзотических животных больше всего восхищал его волк. Собак он также любил, но умеренно, Он считал их слишком домашними, выродившимися. Убежденный, что им можно вернуть некоторые потерянные инстинкты и свойства, он обратился к их предку, волку. Сначала предполагалось, что в намерения нашего голландца входит создание более "естественной" собачьей породы, то есть более близкой к собачьим предкам. Но дело осложнилось, когда оказалось, что он хочет "в то же время улучшить служебные качества собаки". Это казалось бредом - заявлять о таких противоречивых ожиданиях!

Тем временем Ландеерт Саарлоос от заявлений перешел к действиям: в 1923 г. он скрестил кобеля немецкой овчарки, Жерара фон Франсениума, с европейской волчицей из роттердамского зоопарка по имени Флер.

В нескольких пометах эта пара принесла ему два десятка великолепных полу-волков, но очень сдержанных и осторожных по характеру. Затем самки первого поколения были скрещены с их отцом, чтобы получить базу для селекционной работы, содержащую одну четверть волчьей крови. На этой стадии Саарлоос осознал недостаточность своих знаний и решил посоветоваться с Голландской генетической ассоциацией. Доктор Хагендоом согласился наблюдать за работой и консультировать его.

Во время войны Саарлоос умножил свои усилия, добиваясь признания "породы" авторитетными кинологами своей страны. Члены контрольной комиссии посетили однажды его питомник, но отталкивающий запах, исходивший от этого "зверинца", обратил их в бегство, и заключение их было отрицательным.

Но это не обескуражило нашего героя, который был попрежнему твердо убежден, что его метисы смогут сослужить большую службу человечеству. С этой целью он принялся их дрессировать. Не тут-то было! Дрессировка его подопечных для службы в полиции потерпела полный провал, чего и следовало ожидать от животных, на которых лежала такая яркая печать волка.

Саарлоос продолжал упорствовать в своих намерениях и стал готовить несколько своих собак для службы спасения на водах и в качестве поводырей слепых. Не будучи убедительными, результаты были все-таки достаточно обнадеживающими, чтобы он решил улучшить характер своих зверей, к большому неудовольствию любителей, которым нравились не только их волкообразная внешность, но и недоверчивое отношение ко всему чужому и незнакомому.

По прошествии времени следует признать, что Саарлоос, вопреки желаниям любителей его метисов, считал свою работу неудовлетворительной в течение нескольких десятилетий. И когда, наконец, он уступил их пожеланиям, он в этом не признался. В 1963 году он пол этим давлением ввел новую волчью кровь в породу с помощью еще одной европейской волчицы, Флер 11. Официально он объяснил это желанием исправить результаты кровосмешения, ставшие опасными. В действительности он уступил нажиму "сторонников волка", так как он мог бы с равным успехом оздоровить свой питомник с помощью новой немецкой овчарки, не состоящей в родстве с родоначальниками его питомника.

Переходный экзамен

Ландеерт Саарлоос умер в 1969 г. в возрасте 85 лет, в то время как его "европейская собака-волк" так он ее назвал - все еще не получила признания. В последующие годы порода попала в некомпетентные руки. Встревоженное руководство нидерландских любителей собак не видело другого средства для спасения породы, как ее признание (в 1975 г.) под именем "собака-волк Саарлооса". Это смешанное название было посмертной данью уважения ее создателю.

Разведение саарлоосов вступило в новую фазу с созданием ассоциации этой породы, официально признанной собакой особого рода. Этот Клуб, настоящий рассадник пуристов и абсолютистов, по своим правилам и методам очень походит на германскую администрацию. А именно: эта ассоциация контролирует вязки, предварительно проверяя отсутствие у производителей каких-либо генетических отклонений, а также производит отбор потенциальных покупателей, подвергая их испытаниям вроде "переходного экзамена", а также испытанию временем, заставляя долго ждать возможности погладить собаку своей мечты. Эта процедура, которую некоторые считают более чем протекционистской, имеет откровенную цель сохранить породу и предотвратить необдуманные покупки этих собак. Следует все же отметить, что некоторые заводчики, соблазненные французским либерализмом в этой области, отошли от этой ассоциации несколько лет назад и согласились экспортировать во Францию несколько самок, которые в значительной степени ведут свою родословную от первоначального маленького питомника.

Ввоз этого мифического животного в европейские страны начался в 1989 г. 8 января 1992 г. собака по имени Ники Флос впервые принесла щенков этой породы во Франции. Сегодня двенадцать саарлоосов зарегистрированы в Родословной книге Франции (LOF). Это немного, но президент Клуба этой породы Робер Радлоф не высказывает недовольства по этому поводу: "У нас поголовье небольшое, но достаточное, чтобы вести селекционную работу на здоровой основе, не прибегая к близкому кровосмешению. Я бы не хотел также, чтобы слишком много заводчиков занимались собакой Саарлооса, Из-за ее особенностей очень важно, чтобы разведение этих собак было сосредоточено в руках лиц, хорошо знающих эту породу, которые могли бы руководить действиями новых владельцев".

Необходима осторожность

Да, необходимо принимать определенные меры предосторожности: саарлоос не похож на других собак Прежде всего следует вывести из заблуждения утопистов, которые собрались бы сделать из нее сторожа, или охранника, или включить ее в у пряжку для санного спорта. Это было бы ошибкой, так как эта собака не предназначена для утилитарных целей. Это ей противопоказано по ее темпераменту и поведенческому стереотипу. Хотите вы этого или нет, у саарлооса одно призвание: быть компаньоном для тех, кто особенно любит волков, и для тех, кто изучает поведение животных вообще. Только они могут понять его сдержанную реакцию на появление незнакомого и его стремление убежать, вследствие абсолютного подавления инстинкта нападения. Чтобы саарлоос чувствовал себя комфортно и уверенно, его хозяин должен хорошо понять глубину его натуры и не навязывать ему образ жизни, для которого он не создан. С ним не обойтись без принуждения и трудностей. "В первый год ему приходится уделять очень много внимания, всеми силами развивать его общительность, проводить с ним как можно больше времени, приучать его к уличному движению, к шуму, знакомить с новыми людьми", - говорят в один голос три французские селекционера. Не Может быть и речи о том, чтобы посадить его в конуру - пусть она будет хоть золотая - он быстро станет нелюдимым. В юном возрасте саарлоос живой, открытый и непосредственный. Но, начиная с 4 месяцев, он становится сдержанным, пятится, если незнакомый пытается его приласкать. Короче, волчья натура берет свое - это означает, что никакое воспитание не может его переделать, и в этом заключается все его очарование. Что касается обучения, уточним, что некоторого послушания можно от него добиться, проявив максимум терпения, знания психологии и любви.

Добавим еще, что это необычное животное, очень чувствительное и умное, является редким, и вероятно, таким останется, поскольку самочки саарлоос, по примеру своих диких предков, не часто имеют течку и не всегда позволяют себя покрыть: они не вынашивают детенышей, если в семье, где они живут, напряженная обстановка.

Такова эта близкая к природе собака, ее надо принять такой, как она есть, или пройти мимо.

Подробности:

Рост от 60 до 75 см в холке.

Вес: около 30 кг.

Окрас: серый волчий, цвет опавших листьев, кремовый до белого.

Цена: от 6 до 8 тысяч франков за щенка 3-х месяцев, татуированного, вакцинированного и внесенного в Родословную книгу (LOF).

Подготовила Софья ЮККИ. Газета "Птичий рынок" 1996