Русская пегая гончая. Исходные племенные группы

В первые годы после революции основное поголовье пегих гончих находилось в Московской, Тульской и Ленинградской областях, а также в ряде областей Украины. Из этих кинологических центров порода распространилась в северные области (Архангельскую, Вологодскую, Ярославскую) и Приуралье. Она стала встречаться и в Брянской, Воронежской, Горьковской, Калужской, Смоленской и других центральных, а также в южных областях - Белгородской, Курской, Тамбовской.

На первых выставках в Москве в 20-е годы обратили на себя внимание своим. видом гончие Н. Ф. Чукаева (г. Зарайск Московской обл.), которые происходили от собак С. М. Глебова. Они отличались черно-пегим в румянах окрасом и как породная группа расценивались очень высоко. Заливай 8040 из этой группе получил звание чемпиона и был использован в качестве производителя любителями англо-русских гончих. Кличка ч. Заливай 8040 и сейчас встречается в далеких коленах родословных современных русских пегих гончих. Помимо гончих Н. Ф. Чукаева, на выставках экспонировались гончие В. Н. Корниловича, Е. А. Купцова, А. П. Якуница, Г. В. Грязнова, А. П. Марина, М. В. Тихомирова, Л. Ф. Листака и других.

Гончие В. Н. Корниловича (г. Новохоперск Воронежской обл.) стали известны с 1924 г. Родоначальниками его собак Вопилы, Плакуна, Сорочая и Сороки были Плакун полубянковской стаи (Грубила Трещотка) и Сорока В. Н. Корниловича (Толкай М. Н. Волконского - Затейка С. М. Глебова).

В 1926 г. на выставке в Москве были показаны Вопило, Плакун, Сорочай. Наиболее типичным представителем глебовских собак был признан Плакун. Собаки отличались небольшим ростом, грубыми головами, тонкокостностью, черно-пегим в румянах окрасом. Несмотря на низкие оценки за экстерьер (бронзовые медали), гончие В. Н. Корниловича привлекли внимание своим происхождением, работой и сыграли большую роль в становлении русской пегой гончей.

Солово-пегие гончие Е. А. Купцова (г. Алексин Тульской обл.) происходили от собак англо-франкорусской стаи першинской охоты. Среди них выделялся Душило 6598 "Укрзаготпушнины", очень рослый, породный выжлец с отличным экстерьером, который затем был использован как один из основных производителей того времени. Клички гончих Е. А. Купцова и сейчас встречаются в далеких коленах русских пегих гончих, а Душило 6598 - в родословных гончих на Украине.

Выставленная в 1928 г. на выставке в Москве черно-пегая в румянах стая А. П. Якунина (Москва) состояла из Пальмы (Плакун И. Г. Муханова Жилейка его же, идущих от собак Н. Н. Челищева) и ее потомства от Гаркалы А. Б. Заходера (ч. Заливай 8040 - Скрипка 8176 Н. Ф. Чукаева): Волынки, Дудки, Фагота, Бубна, Баса, выжловки неизвестного происхождения. Лучшим в стае был Бас (большая серебряная медаль и диплом II степени). В 1932 г. А. П. Якунин приобрел в питомнике Всекохотсоюза выжлецов Свата (Бандит П. К. Масловского привезенная из Англии Чешайр-Стелла М. И. Зубаровского) и Плакуна, сына Свата и Говорушки Всекохотсоюза. Это приобретение положительно сказалось на становлении породы русской пегой гончей. Так, от Свата и Пальмы был получен Баламут I - один из основных производителей питомника МГС "Динамо". В 1934 г. А. П. Якунин получил смычок однопометников Сорочая 7669 и Сороку 7670 от Скворца М. В. Тихомирова и Затейки Л. Ф. Листака (г. Остров Псковской обл.). Сорочай имел за экстерьер золотые и большие серебряные медали и на испытаниях три диплома III степени в смычке и стае. Сорочай 7669 и Сорока 7670 так же, как и Сват, были использованы при формировании стаи русских пегих гончих питомника МГС "Динамо".

Немногочисленная группа черно-пегих в румянах англо-русских гончих Г. В. Грязнова (г. Руза Московской обл.), показанная в 30-х годах на московских выставках в составе Рыдая, Урагана, Выручая и Вьюги, происходила от собак И. Д. Нащекина и И. Н. Моргунова, была породна и обладала хорошими долевыми качествами. Вьюга завоевала диплом II степени в одиночку и приз, а Выручай - диплом III степени. Выжлец Ураган, принадлежавший затем А. П. Марину, удачно использовался как производитель и оставил интересное потомство.

Первая англо-русская гончая Плакса неизвестного происхождения А. П. Марина (г. Сухиничи Калужской обл.), выставлявшаяся на московской выставке в 1929 г., получила за экстерьер большую серебряную медаль. В дальнейшем А. П. Марин приобретает в питомнике Всекохотсоюза двух выжлецов - Выплача 7035 (Бандит И. К. Масловекого - Чешайр-Стелла М. И. Зуборовского) и Помчило 7032 (Сват Всекохотсоюза - Флейта П, дочь ч. Заливая 8040 и Скрипки 8176 Н. Ф. Чукаева), а в 1931 г. за вязку Выплача 7035 с Чаркой И. К. Масловского (Плакун В. К. Корниловича - ч. Чайка И. К. Масловского) получает Флейту 7192 и Жилейку 8045. Начиная с 1933 г. А. П. Марин показывает на выставках в Москве потомков Флейты в сочетаниях с Выплачем 7035 и Ураганом 7248, которые были очень породны и получали за экстерьер большие серебряные медали. Вязкой Флейты с Громом Н. А. Рысина (Гром Г. Ф. Главатчука и Говорушка Белевского ООиР) были подлиты крови гончих С. Глебова, А. П. Офросимова и гатчинской охоты. Позднее приобретение Флейты II 8176, дочери ч. Помчило А. О. Бочарова и Говорушки Белевского ООиР, закрепило наследственность гончих С. М. Глебова.

Гончие А. П. Марина несли в себе все лучшие крови англо-русских гончих того времени. Собаки были рослые, костистые, серо-пегого в румянах и черно-пегого окраса. Они оказали большое влияние на формирование породы русских пегих гончих в Ленинграде.

Гончие М. В. ЧЪхомирова и Л. Ф. Листака (г. Остров Псковской обл.) происходили в основном от собак В. Н. Корниловича, но через Затейку Л. Ф. Листака от ее отца Дабора С. Ф. Барташа в них текли крови гончих А. Н. Сухотина, а по матери Пчелки М. В. Тихомирова - от собак И. Л. Краморенко. Стая англо-русских гончих М. В. Тихомирова и Л. Ф. Листака, показанная на выставках в Ленинграде, произвела хорошее впечатление: собаки были рослые, породные, с черно-пегим в румянах и багряно-пегим окрасом. Их крови через Сорочая 7669 А. П. Якунина оказали большое влияние на формирование стаи МГС Динамо и способствовали развитию породы англо-русских гончих.

В настоящее время клички собак Тихомирова Листака можно встретить в ряде родословных ленинградских собак.

Основными производителями гончих А. О. Бочарова (Москва) были ч. Помчило (Трубач - Сорока дом III степени в одиночку на полевых испытаниях), Найда (Урсик - А. В. Степанова - Дельфа А. М. Карасева) (большая серебряная медаль за экстерьер и диплом III степени на испытаниях) и Затейка (Гром Г. Ф. Главатчука - Затейка И. К. Комарова) (золотые медали за экстерьер). Гончие А. О. Бочарова происходили от собак С. М. Глебова, А. П. Офросимова, были очень популярны, занимали на выставках 3О-х годов первые места и дали много классных потомков. Ч. Помчило необходимо отнести к разряду основных производителей. Благодаря ему совершенствовалась порода того времени.

В начале 30-х годов обратили на себя внимание своими рабочими качествами смычок Гобой и Лютня В. И. Казанского (Москва). Их мать Сорока В. И. Казанского происходила от ч. Заливая 8040 и Скрипки 8176 Н. Ф. Чукаева. Она была повязана с Караем Б. Д. Бузина. Родословная Карая обрывалась на третьем и четвертом коленах. В этой родословной следует отметить наличие двойного инбридинга на Гаркалу Н. Е. Заржецкого (II, III) и Добычку С. П. Щукина (III, III). Этим по линии Гаркалы были введены и усилены крови собак гатчинской охоты. Гобой и Лютня были породны, но разнотипны. За экстерьер они получили большую серебряную медаль, а на испытаниях - диплом Н степени в смычке. Лютня была повязана с ч. Помчило А. 0. Бочарова и дала помет, в котором известны Свирель 7842 В. И. Казанского, Набат 7886 и Затейка 7875 Ю. А. Неймана и смычок ДСО "Рот-Фронт". Смычок Ю. А. Неймана оценивался на малые серебряные медали, ему были присущи неплохие рабочие качества. Лучшей в помете была Свирель В. И. Казанского, занимавшая на выставках первые и вторые места, получая за экстерьер золотые и большие серебряные медали. На испытаниях Свирель в смычке с Гобоем имела диплом II степени и в одиночку диплом III степени. Вязка Свирели с Гобоем дала разнотипный помет, из которого Фагот В. И. Казанского на московской испытательной станции в 1938 г. в смычке со Свирелью получил диплом Ш степени. Затем Фагот был передан в ВОО ЛВО, но следа в породе не оставил. Свирель была дважды повязана с сыном Грома Г. Ф. Главатчука Хохотом московского гончатника К. Г. Рубцова. Эти пометы считались наиболее интересными и однотипными. Лучшим был Кларнет В. И. Еазанского, имевший малую золотую медаль за экстерьер, полевые качества Кларнета неизвестны.

Одним из основных производителей в 20-30-е годы был выжлец Гром Г. Ф. Главатчука (г. Тула). Он способствовал значительному улучшению породы. Подученный в 1924 г. от вязки Кенарки Ф. А. Александрова и Горниста Б Н. Г. Чаусова, Гром сочетал в себе крови гончих С. М. Глебова, А. П. Офросимова и гатчинской охоты. По внешнему облику он не имел себе равных, занимал на выставках первые места и получал за экстерьер золотые медали. Гром стал основателем иужской линии, которую затем продолжили Плакун II 41О/г и Потешай 4О6/г ДСО "Динамо", Карай Н. Г. Брикошина, Урван С. С. Азарова, Пират 1036/г Е. Т. Котикова, Разгон В. П. Прохорова, ч. Гобой 1025/г Е. К. Чекулаева и др. Отец Плакуна II Плакун I С. Ф. Зиневича происходил от собак К. И. Бурхарда и А. И. Потоцкого, мать Плакуна II Говорушка Н. Е. Николаева - дочь Заливая и Затейки С. М. Глебова. Потежка питомника ВОО КВО является внучкой ч. Заливая 8040, Будилки и Плакуна П В. Н. Корниловича, идущих от собак С. М. Глебова и гатчинской охоты. В 40-е годы одним из основных производителей англо-русских гончих был Сорочай 38/г ЦС ВОО (Плакун II С. Ф. Зиневича - Потешка ВОО КВО).

Анализ родословных современных русских пегих гончих показывает то большое значение, которое имели производители питомника МГС Динамо в формировании этой породы. Один из ведущих производителей этого питомника Баламут I происходил от Свата и Пальмы А. П. Якунина. Правда, Баламут I по своему невысокому экстерьеру (бронзовая медаль) не представлял интереса как производитель, но он был удачно использован в сочетании с однопометниками Сорочаем 7669 и Сорокой 7670 А. П. Якунина. Вязка Баламута I и Сороки 7670 дала Догонку МГС "Динамо". А от вязки последней с Сорочаем 7669, однопометником Сороки, родилась Победка 54/г того же питомника основательница обширного маточного гнезда. От нее и Сорочая 38/г ЦС ВОО произошли собаки, оказавшие большое влияние на дальнейшее формирование породы: Догоняй 56/г, Баламут 58/г, Соловей 62/г и выжловка Скрипка 68/г. Кроме того, вязка Победки 54/г с Рыдаем С. К. Миошенко через отца Рыдая Корнета В. И. Казанского внесла кровь гончих С. М. Глебова, А. П. Офросимова и гатчинской охоты, а через мать Рыдая Грохотушки ЦС ВОО (однопометницу Сорочая 38/г) - кровь собак, принадлежавших С. Ф. Зиневичу, В. Н. Корниловичу, и дала известных производителей - Плакуна 410/г, Сорочая 408/г, Сороку II 422/г. От вязки Рыдая со Скрипкой 68/г (Сорочай 38/г - Победка 54/г) произошел Потешай 406/г, имевший за экстерьер большую золотую медаль и на испытаниях диплом III степени. Племенное использование Рыдая в питомнике МГС "Динамо", а также на Украине дало разнотипное потомство. До использования Рыдая рабочие качества гончих питомника МГС "Динамо" оставались слабыми. Они резко улучшились, когда от дочери Рыдая Сороки 422/г и Дуная 60/г был получен Дунай 412/г, сыгравший определенную роль в дальнейшем формировании всей породы. Он не был выдающимся по экстерьеру, но имел полевые дипломы II степени с высокими баллами за голос. Лучшими его потомками были: Дунай III ("хорошо", диплом II степени) МГС Динамо , Забавляй МООиР ("очень хорошо", дипломы II и III степени) и некоторые другие, оставившие след в материнских линиях.

Дальнейшая племенная работа как в питомнике МГС "Динамо", так и среди охотников-любителей русских пегих гончих производилась с неизбежным инбридингом на Победку 54/г.

При проведении селекционной работы выявились сочетания пар, в дальнейшем образовавших линейное ответвление. Так, вязка Плакуна 410/г и Оки 140/г (Догоняй 56/г - Потешка И. С. Пугачева) дала Бушуя И. Р. Цветкова, Бубна А. П. Якунина и Карал С. К. Кавлашвили, оставивших след в породе. От Бушуя происходил Пират Е. Т. Еотькова, который стал одним из производителей московских гончих. Бубен оставил ряд ценных потомков в Московской и Пензенской областях. А Карай был использован в племенной работе среди украинских гончих.

От вязки Плакуна 410/г и Водишки II 436/г (Баламут. 58/г -, Хохотушка 424/г) получен Помыкай 414/г МГС "Динамо". Вязка его с Чайкой И. А. Пятакова (Баламут 58/г - Утеха 36/г) дала Карая Н. Г. Брикошина ("отлично", диплом II степени). Этот выжлец широко использовался в племенной работе как в Московской обл., так и в других областях. Его потомки отличались высокими экстерьерными данными, но по типу часто уклонялись к материнским линиям. Сын Карая Сорочай П. Н. Лукьянова стал одним из основных производителей гоичих Воронежской обл. Среди московских производителей выделяется сын Каран Трубач 1228/г Б. С. 7ишкина ("отлично", два диплома II степени).

Другими сочетаниями, давшими линейное ответвление, которое повлияло на формирование породы русских пегих гончих, были вязки Потешая 406/г МГС "Динамо" с Чайкой, дочерью Сорочая II 408/г И. А. Зарецкого, и с Пройдой, дочерью Баламута 58/г С. М. Цыплакова. Они свидетельствуют о проведении близкого инбридинга на производителей питомника МГС "Динамо".

От Погешая и Чайки был получен ч. Скрипач Ю. Ф. Букатевича, привезенный с Украины в Ленинград, где оставил ряд классных потомков. В Москве от этой же вязки были выращены высококлассные производительницы Буря I В. Е. Тихомирова, мать известного московского производителя Амура Б. М. Андрианова, впоследствии переданного в питомник Тульского ООиР и давшего замечательное поголовье: Дуная Истринского охотобщества, занявшего второе место в экстерьером ринге на всесоюзной выставке 1967 г., и Чайку П И. А. Пятакова - собаку с отличными рабочими качествами, оставившую ряд интересных потомков в питомнике ВОО ЦОМО.

Часто встречается в родословных современных пегих гончих аочетание Бемби Н. Д. Иванова (Баламут 58/г - Грохотушка ВОО ЦОМО) с Сорокой его же (Кларкет 2/г - Грохотушка ВОО ЦОМО). Оно закрепило наследственность гончих С. Ф. Зиневича (через Грохотушку ВОО ЦОМО), А. П. Офросимова, С. М. Глебова и гатчинской охоты (через деда Сороки Хохота К. Г. Рубцова). От нескольких вязок Бемби и Сороки были получены Майка А. С. Шильникова, оказавшая влияние на формирование гончих ВОО ЦОМО; Валдай 616/г питомника "Красная Звезда", встречающийся в родословных архангельских гончих; Забава 21Фг - одна из основных производительниц питомника Тульского ООиР; Соловей IV 346/г МООиР; Баян А. Н. Уваева, оказавший влияние на становление гончих в Калуге и ВОО ЦОМО. Внук Баяна Кучум И. В. Доронина стал основателем самостоятельной линии.

В настоящее время основное значение в формировании породы имеют потомки следующих московских производителей: внук Пирата 103б/г Верный Н. М. Муравьева; сын Карая Н. Г. Брикошина и внук Соловья И. С. Сорокина Трубач Б. С. Тишкина; сын Амура Б. М. Андрианова Дунай Истринского охотобщества. Кроме того, широко использовался представитель украинских пегих гончих Дунай В. Х. Браушкина, давший большое, но несколько разнотипное потомство. Причем его сын Дунай В. В. Пахомова вошел в число основных производителей московских гончих. Среди иногородних гончих использовались Разгон В. Т. Прохорова, ч. Гобой Е. К. Чекулаева, оба из Ленинграда, и некоторые другие.

В начале 50-х годов в питомниках МГС "Динамо" и СВО ЦОМО произвели несколько вязок выжловок с привезенным из ГДР фоксгаундом Бароном, которые оказались неудачными. Его рабочие качества были плохими, что сказалось и на потомках. Такие результаты были получены при вязке сына Барона Оха И. Б. Гугеля и Кумы А. П. Якунина. Нецелесообразность дальнейшего использования Барона подтверждалась и тем, что, будучи несколько лимфатичным, он только усиливал это качество, и без того присущее гончим питомника ДСО "Динамо".

Формирование породы русской пегой гончей шло в основном за счет производителей Московской, Ленинградской и Тульской областей, а также гончих питомника Завидовского охотхозяйства ЦС ВОО (Калининской обл.). В этой области, помимо большого количества собак у охотников-любителей, имелась стая из 5 - 6 смычков Калининской Госохотинспекции, созданная опытным охотником-волчатником кинологом А. С. Соколовым. В ней были собраны как породные местные собаки, так и завезенные из Тульской, Московской и Ленинградской областей. Калининская стая русских пегих гончих использовалась для истребления волков.

В 1940 г. эта стая экспонировалась на ВСХВ и получила высокую оценку за типичность и высокие результаты работы.

В середине 50-х годов в связи с сокращением численности волков все гончие стаи были расформированы.

Б.В.Дмитриев "Гончие"