Русская псовая борзая

Собаки в своем смутном, неясном, возвеличивающем людей сознании возносят своих хозяев и любят их больше, чем те заслуживают. Человек считает себя хозяином собаки, но собака считает своего хозяина богом.
Джек Лондон "Джерри-островитянин".

Пожалуй, нет такой породы собак, которые так прочно связали свою жизнь с человеком, как русская псовая борзая. Обратившись к Советскому Энциклопедическому словарю, я узнал, что <борзые - группа пород охотничьих собак древнего происхождения. Из большого числа (свыше 20) пород славятся русские борзые, отличающиеся быстротой бега. Охотятся с борзой на зайца, лисицу, волка и др. обычно верхом, имея 2-3 и более собак>.

Русская псовая борзаяВероятно, я не ошибусь, если скажу, что у каждого из нас при слове <борзые> в воображении возникает всадник на лошади и бегущая рядом пара или свора борзых, готовых в любую секунду рвануться вперед за добычей. И лишь немногие дикие животные способны уйти от молниеносного броска борзой.

Название этих изящных и красивых, сильных собак происходит от слова <борзый> - быстрый, резвый. Примечательно, что это слово до XV века применялось только для обозначения быстроты коней. И большинство кинологов, соглашаясь с известным знатоком мира собак Л.П. Сабанеевым, считают, что до этого времени псовой борзой и охоты с ними в России не было.

Чтобы понять, откуда появились борзые на Руси, - несколько исторических фрагментов. Родиной борзых считается Аравия. Оттуда эта порода попала в Египет и распространилась дальше. В России она появилась во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке. Это были борзые из Персии, уже покоренной монголами. Завоевав Русь, татары познакомили славян с двумя породами собак. Кроме малоазиатских борзых они привели с собой и вислоухих, давших начало современным русским гончим. Слияние же татарских собак, происходивших от арабской борзой, с русскими остроухими собаками волчьего типа - лайками заложило основу современной русской псовой. Этому способствовали по крайней мере два обстоятельства: распад Золотой Орды в XV-XVI веках и взятие Иваном Грозным Казани (1552), после чего многие татарские князья были переселены в ярославские и костромские земли. Вместе с ними попали туда и борзые, где начался неизбежный (татарским борзым было трудно выжить в условиях климата северных областей России) более интенсивный процесс смешивания борзых с сильными северными лайкообразными собаками.

В прошлом борзых на охоте у славян заменяли быстрые ловчие птицы - соколы, орлы, ястребы, беркуты, бравшие антилоп, зайцев, лис, волков и пернатую дичь. Этот способ охоты часто упоминается в летописях. До XVII века крупный лесной массив, который главным образом располагался на правом берегу реки Яузы, был местом царской соколиной охоты, отсюда и получил название Сокольников. К этому же времени относится и рождение известной поговорки: <Соколиная охота - царская, псовая - барская, ружейная - псарская>. Последние слова связаны с тем, что русские дворяне считали постыдным охоту с ружьем. Отношение к ружейной охоте мы находим в карманной книжке для начинающего охотника (Лев Ваксель, 1858): <Трудно определить, что на охоте важнее - ружье или собака. Впрочем, истинный хороший охотник пойдет на охоту с собакой и без ружья, но едва ли согласится идти с ружьем и без собаки>.

Травля с борзыми начинает постепенно заменять охоту с ловчими птицами. Одновременно формируется новая порода борзых от скрещивания крупных северных остроухих лаек с татарскими борзыми. Выгода от этого была очевидна: появилась возможность вывести породу с более высокими скоростными качествами, чем у лаек, и выносливую в условиях Севера борзую. И русская борзая переняла от лайки все: от пушистого хвоста и длинной псовины (шерстяного покрова), свойственной лишь северному типу собак, и большую мощь, хорошую зоркость до идеального качественного броска - манеры подпустить добычу до близкого расстояния и настигнуть зверя одним коротким энергичным усилием.

А теперь настало время рассказать об экстерьере - внешнем виде русской псовой борзой. Ее вид, при всей утонченности сложения и благородстве, производит впечатление большой силы. И эта сила очень удачно сочетается с гармоничным сложением, величественным обликом и осанкой, гармонией форм и движений.

Голова у собаки - длинная, узкая, с очень изящными линиями, отчетливой клиновидной формы с черной мочкой носа. Выразительные и по-настоящему незабываемые глаза миндалевидной формы темно-коричневого цвета, большие, блестящие и навыкате, с черным окаймлением. В этих глазах, в их взгляде столько благородного достоинства, столько мыслей и чувств, что понимаешь, как ошибаются люди, говорящие, что у собак нет ума, а лишь одни животные рефлексы. Уши небольшие, очень подвижные, тонкие, высоко посаженные, немного отогнуты назад вдоль шеи. Шерсть на ушах длинная, свисает волнистыми прядями.

Спина мускулистая, слегка выгнутая, образуя дугу <вверх>, особенно ярко выраженную у кобелей. Грудь глубокая, неширокая. Ноги длинные, прямые и параллельные. Бедра мускулистые, плоские, с очень широкими костями и хорошо развитыми упругими, длинными мышцами. Лапы длинные с собранными пальцами. Собака стоит скорее на когтях, чем на подушечках.

Шерстяной покров легкий и волнистый или в крупном завитке. Окрас белый, половый (цвет ржаной половы) очень разных оттенков - красно-половый, серо-половый, красно-пегий и т.д. Все эти окрасы могут быть сплошными или в сочетаниях с белым.

Благодаря высокому стройному телу, украшенному густой волнистой шерстью на шее, ногах, хвосте, русская псовая борзая считается самой элегантной собакой на свете. Это поистине аристократ среди остальных пород собак. Идеально красивый силуэт собаки с типично горбатой спиной и острой мордой покорил сердца многих людей. То, что граф А.Г. Орлов вывел знаменитейшую породу лошадей (см. № 7-8 за 2000 г.), знают многие, но не все знают, что основной страстью его была псовая охота. Так, у графа А.Г. Орлова были борзые всех пород, и он незадолго до смерти передал своему соседу, сибирскому помещику, книгу: <О порядочном содержании борзых и гончих собак>, написанную в 1765 году. Стоит также вспомнить и о том, как увлекательно, с точным знанием дела и подробно (на 12 страницах) изобразил охоту с борзой граф Л.Н. Толстой в романе <Война и мир>.

<Собаки горячего молодого охотника Ростова уже не только вошли в охотничье тело, но и подбились так, что в общем совете охотников решено было три дня дать отдохнуть собакам и 16 сентября идти в отъезд, начиная с Дубравы, где был нетронутый волчий выводок... Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми выехало доезжачими и выжлятниками 6 человек. Борзятников, кроме господ, было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 собак и 20 конных охотников. Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение.

...Ростов взглянул опять направо и увидал, что по пустынному полю навстречу к нему бежало что-то. Это был старый зверь, с седою спиной и с наеденным красноватым брюхом. Волк бежал неторопливо, очевидно убежденный, что никто не видит его. Ростов, не дыша, оглянулся на собак. <Пускать? Не пускать?> - говорил сам себе Николай в то время, как волк подвигался к нему, отделяясь от леса. <Улюлю!..> - не своим голосом закричал Николай, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водомоины наперечь волку; и еще быстрее, обогнав ее, понеслись собаки... Первая показалась вблизи зверя - чернопегая, широкозадая борзая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе... вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и, вместо того, чтоб наддать, как это она всегда делала, Милка вдруг, подняв хвост, стала упираться на передние ноги. <Уйдет!> - думал Николай, продолжая кричать охрипнувшим голосом. Еще была надежда. Незнакомый Николаю, муругий кобель чужой своры стремительно подлетел спереди к волку и почти опрокинул его. Волк быстро, как нельзя было ожидать от него, приподнялся и бросился к муругому кобелю, щелкнул зубами - и окровавленный, с распоротым боком кобель, пронзительно завизжав, ткнулся головой в землю... Еще в начале этой травли доезжачий Данило, услыхав улюлюканье, выскочил на опушку леса. Он скакал молча, держа вынутый кинжал в левой руке и, к цепом, молоча своим арапником по подтянутым бокам бурого... Николай услыхал звук падения тела и увидал, что Данило уже лежит в середине собак, на заду волка, стараясь поймать его за уши. Зверь, испуганно прижав уши, старался подняться, но собаки облепили его. Очевидно было и для собак, и для охотников, что теперь все кончено>.

А вот как писали во французских книгах в XIX веке: <...из всех пород собак самая прекрасная русская псовая борзая. Фигура могучая, поза гордая! При всей своей элегантности эт собака удивительно бесстрашная. Эти данные делают ее великолепным животным>. Английский автор уже в наши дни пишет: <Изумительно красива и грациозна, степенная и вежливая, необыкновенной красоты и изящества, она используется в России для травли разных зверей и охоты на волков. Это прирожденный охотник!>

Охотничьи способности русской псовой борзой общеизвестны. Борзая - собака без ружейной охоты. Ее назначение - разыскивать зверя зрением, которое, в отличие от других пород собак, у борзых острое. Обычно флегматичные, собаки на охоте преображаются и настороженным взглядом глядят вперед и по сторонам, чтобы мгновенно среагировать на подъем зверя. Русская псовая борзая - собака-спринтер с врожденными скоростными качествами (до 28 м/сек. или 90 км/час). И эта резвость борзой придает охоте истинную красоту. Собака не бежит, а летит, как бы стелется над землей, и догоняет зверя в считанные секунды. Захватывающая картина, длящаяся несколько мгновений, дарит охотнику чувство единения с природой, ощущение преодоления и победы, будоражит душу и горячит кровь. Красота скачки за добычей представляет собой ни с чем не сравнимое, эмоциональное, непредсказуемое зрелище. Кроме красоты, что еще важно, есть у охоты с борзой ценная особенность: у нее не бывает подранков. Борзая либо поймает зверя, либо он сумеет ловко скрыться в овраге, кустарнике, чаще или норе. Но даже если зверь не пойман, у охотника долго перед глазами стоит красивейшая скачка и стремительный полет борзой за зверем. Охота с борзой - одна из самых спортивных, красивых и увлекательных, а вместе с тем и одна из самых тяжелых. Она влечет к себе людей, глубоко и искренне понимающих красоту природы, красоту борзой собаки, красоту полной энергии и предельного устремления скачки ловчей собаки за зверем.

Действие любой охотничьей собаки должны быть направлены на охотника. И в этом смысле русская псовая борзая не является исключением. На охоте борзых водят на специальной своре (длинном, около 7 м, узком ремне), которая позволяет мгновенно освободить собак. Борзая должна быть отработанной, т.е. уметь хорошо ходить на своре в одиночку и с другими собаками и не должна вырываться из рук охотника.

Злоба к волку считалась очень ценным качеством породы, и по нему велась основная племенная работа и отбор собак. Но назвать волкодавом борзую можно условно - лучшие борзые могут лишь придушить волка, держа его за горло до прибытия охотника. Для того чтобы псовая борзая могла взять матерого волка, она должна быть злобной в столь высокой степени, какой не обладает ни одна порода борзых.

Русская псовая борзаяРусские борзые - прирожденные охотники: чтобы обуздать охотничьи инстинкты, многих из них приходится приучать к повиновению. В характере русской псовой борзой есть особенность, к которой следует относиться внимательно, а именно очень ранимая психика. В большей степени это связано с тем, что собака не может как бы постоять за себя.

В целом преданность хозяину и ласковое отношение к людям снискали этой породе большую популярность среди поклонников прекрасного. И если вы решили приобрести псовую русскую борзую, помните, что она полностью займет вашу жизнь и создаст магический покой и мир в вашем доме. Борзая - чрезвычайно чувствительное животное. Она любит человеческое общение, большей частью лежит на своем месте так, чтобы видеть <свою семью>. К трудностям содержания борзой относится необходимость в ежедневном тренинге - удовлетворении собаки в беге. А еще борзой нужна охота.

Большая удача выпала на долю человека - иметь рядом с собой такого замечательного помощника и преданного друга, как собака. Гончие и борзые стали первыми одомашненными четвероногими помощниками человека на охоте: они обладают быстротой бега, которой не хватает их двуногому хозяину. Вот потому борзые и гончие чаще других собак фигурируют в исторических памятниках. В большой степени наше знакомство с русской псовой борзой связано со страницами произведений русских классиков или с картинами наших художников, посвященными охоте с борзыми, которых по праву считают вершиной отечественного собаководства, его гордостью и славой.

У русской псовой много родственников <королевских кровей>: в 1842 году их получила в подарок от русского царя Николая I английская королева Виктория. Позднее породой занималась королева Александра (жена Эдуарда VII). Ее потомки жили в королевском поместье Сандрингем в Норфолке. В результате скрещивания с местными колли была получена новая изысканная порода - длинношерстная колли с белоснежной шерстью и длинной изящной мордой.

Уже в наши дни русская псовая борзая, вывезенная за границу, занимает на международных выставках первые места и очень высоко ценится, несмотря на то что за рубежом псовую борзую широко разводят и имеется многочисленное высокоценное потомство. Завоевав своей красотой любителей собак всего мира, в то же время, судя по фотографиям западноевропейских и американских представителей этой породы, наша русская псовая борзая сохранила свою неповторимую внешность и по экстерьеру не отличается от чистопородных собак России.

Борзая - уникальное животное, пришедшее к нам из древности. Изменяясь и совершенствуясь, она является славой и гордостью России, живым памятником истории и культуры нашего народа, достойна бережного отношения, и хочется надеяться, что никакие превратности судьбы в дальнейшем не позволят исчезнуть русской псовой борзой. Много усилий по сохранению и разведению породы прилагают московские и петербургские собаководы. Русские псовые борзые записаны во Всероссийской родословной книге охотничьих собак и имеют стандарт, утвержденный Международной кинологической федерацией.

Сергей Уханов, кандидат биологических наук
фотографии Виктора Животченко
Журнал "В мире животных", 2000 - 9