Бордосский дог. История возникновения
породы
Для второго тысячелетия до н. э.
характерно величие и падение наиболее древних и вновь образованных государств,
таких как Вавилон, Ассирия, Египет, Индия и др., а также стремительное
перемещение народов. На этом историческом этапе развития человеческой
цивилизации отмечается установление взаимоотношений между культурами и
государствами, открываются методы их политического и экономического влияния
друг на друга.
Древний Египет
Существовавшая изоляция
государств и популяций животных, позволяла создавать группы собак желаемого
типа. Население Древнего Египта, ведущее оседлый образ жизни и занимающееся
земледелием, имело собак с типом африканской степной, египетской борзой и др.
На древнейших рисунках до 3400 года до н. э. были изображены собаки только
облегченного типа. Изображения догообразных собак появились позднее в период
интенсивного развития скотоводства.
Арии и Индия
Арии ("пахари",
"чужаки", "овцеводы") самоназвание двух крупных
межплеменных объединений. Следы их специфических элементов хозяйствования
обнаруживаются на огромной территории от Сыр-Дарьи до Дуная, от долины Иордана
до Приднепровской возвышенности, а также между Азовским и Черным морями.
Их уклад зависел от
принадлежности к подвижной или оседлой культурной группе населения. В основном
арии использовали собак в пастушьем хозяйстве.
Но, несомненно, что они их также
применяли на охоте и в воинских делах (Ю. Шилов, 1995). В основном, арии имели
собак горного типа, внешний вид которых был тяжелым, массивным, грубым.
Миграция арийских народов
наблюдалась с четвертого по второе тысячелетие до н. э. и была связана с их
хозяйственной деятельностью. Во время всеобщего передвижения народов арии
спустились с Иранского нагорья и двинулись на юго-восток в поисках земель для
своих стад. Продвигаясь со своими повозками и лошадьми, стадами и собаками,
арии достигли в третьем тысячелетии до н. э. самого центра Гималаев. Часть их
племен укрепилась в Кашмире, а иные, продвигаясь вперед на юг, захватили
Пенджаб и после долголетней жестокой войны стали хозяевами Северной Индии.
Другая часть ариев осталась в Центральной Азии, переместившись позднее в районы
современной Средней Азии, а после 2000 года до н. э. стала мигрировать через
Кавказ в Западную и Северную Европу.
Собаки, которых привели с собой
арий в Индию, способствовали появлению там собак, названных позднее индийскими.
Еще Л.П. Сабанеев относил индийских собак к полудогам, предположив, что они
всего вероятнее, помесь ассирийских догов с борзыми. Аристотель называл этих
рослых, сильных, резвых и злобных собак помесью льва и собаки .
Междуречье
В тех странах, где хозяйство было
разнообразным, наблюдалось больше промежуточных типов собак. В Аккаде, северном
регионе Месопотамии, большая часть населения занималась скотоводством, меньшая
земледелием. Шумеры в южных областях страны, в противоположность аккадцам,
активно занимались земледелием. В зависимости от хозяйственного уклада
населения страны прослеживается закономерность в преимуществе того или иного
типа животных. У земледельцев в южных районах страны, где шумеры возложили на
собаку обязанности по защите посевов от диких животных, собаки отличались
грубым, массивным и тяжелый типом сложения с короткой шерстью со злобным и
агрессивным нравом. На севере страны, в Аккаде собаки преимущественно
использовались в пастушьем хозяйстве и основной их тип был горный
жесткошерстный с длинной шерстью. Помимо этих собак, существовала еще
ассирийская борзая с явными чертами ассирийского дога.
На месте уничтоженных Аккадского
и Шумерского древних царств возникли новые государства Ассирия и Вавилония.
Высокоразвитая и взаимопроникающая культура стран Месопотамии, со стабильной
экономикой позволила их народам путем селекции создать собак, которые получили
позднее название ассирийских догов. Они участвовали в боевых действиях как
собаки-телохранители и использовались на охоте на крупных зверей (львов,
кабанов и др.). Одним из интересных свидетельств, указывающего на древность
породы и место обитания этих собак, является барельеф гигантской собаки,
найденной при раскопках древнего ассиро-вавилонского города Ниневии,
разрушенного в 612 году до н. э., а также изображение крупной собаки с
впечатляющей головой на древней терракотовой доске Бирса Нимруда. При раскопках
дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (VII век до н.э.) были также найдены
изображения сцен охоты и величественных шествий воинов с огромными собаками.
Древнегреческий историк Геродот,
живший в V в. до н. э., в многотомном труде История описал свое путешествие в
Вавилонию. Здесь он отмечал, что правитель Вавилона Тритантехм держал так много
собак индийской породы, что четыре больших селения на равнине должны были
доставлять пищу для них и за это были освобождены от прочих повинностей.
Шумеры и аккадцы через своих преемников
ассирийцев и вавилонян передали грекам, персам и другим народам племенной
материал, который, по всей видимости, использовался в формировании молосской
группы собак на территории Древней Греции и Древнего Рима.
Древняя Персия
Исконным занятием древних иранцев
было скотоводство, поэтому со своих мест обитания они переместились очень
незначительно, почти не участвуя в переселении арийских племен. Оседлость и
занятие скотоводством определило их отношение к собакам. Собака была уважаемым
животным, так как помогала человеку пасти скот и охраняла стада от волков,
которых было очень много. Волк был заклятым врагом древних иранцев. Уже тогда
персами была создана целая наука о разведении собак, которая позволила им
создать несколько примитивных пород: пастушью, сторожевую и охотничью.
Древняя Персия вела
многочисленные завоевательные войны. Даже во время военных походов персы не
расставались со своей привычкой к роскоши. Многокилометровые обозы с гаремами,
прислугой, драгоценными одеждами и едой всегда тянулись за едва
передвигавшимися войсками. Эти обозы, как отмечают античные историки,
сопровождало огромное количество собак.
Крито-микенская цивилизация и Древняя Греция
Если Восток явился зарей мировой
цивилизации, то Запад зенитом ее расцвета. Основными народами, участвовавшими в
создании молосской группы собак, были древние греки, древние римляне, галлы,
население стран Балтии, Британии и др. Около 2000 года до н. э. на острове Крит
возникли первые государства. Основной деятельностью первых критян было скотоводство,
рыболовство и земледелие.
Очаровательные яркие фрески,
великолепные барельефы, изящные статуэтки и разукрашенная утварь, обнаруженные
при археологических раскопках Критских дворцов, являются источником изучения
истории мировой кинологии. Правда, очень мало, что сохранилось за эти
тысячелетия, но оставшееся позволяет судить о дальнейших путях формирования
различных типов собак. Собаки на Крите использовались для охраны стад от диких
животных, для охраны входа в дворцовые помещения, а также участвовали в охоте
на крупных зверей, которыми в те времена изобиловал остров. Критские гончие
собаки были жесткошерстными и, по свидетельству греческого историка и автора
трудов по охоте Арриана (1-11 вв. н. э.), славились способностью гнать зверя с
лаем.
1400 год до н. э. явился
трагическим для Критской цивилизации. Войска ахейцев после долгих лет ведения
боевых действий овладели островом и разрушили его дворцы. Ахеяне, или данайцы,
были до XII века до н. э. жителями юга Балканского полуострова. По археологическим
данным во втором тысячелетии до н. э. в Ахейской Греции уже существовала
специализация собак. Жизнь человека в те далекие времена заставляла его
использовать домашних животных в соответствии своих нужд дармоеды никому не
были нужны. Пастуху и селянину-домохозяину требовались сильные и мощные
сторожевые псы, охотникам легкие и быстроногие собаки. При раскопках погребений
в Микенах археологи обнаружили четыре золотых килика (килик - сосуд для питья
из металла или обожженной глины, представляющий собой открытую плоскую чашу на
ножке с двумя ручками) с изображениями ахейских охотничьих собак. Ручки этих
сосудов были сделаны в виде голов гончих псов на длинных изгибающихся шеях (Sp.
Marinatos und M. Hirmer, 1959 г.). При раскопках тиринфского дворца археологи
также обнаружили фрески с изображением длинноногих поджарых со стоячими ушами
собак, а в Микенах фигурки массивных и мускулистых сторожевых псов на
деревянном ларце. Крито-микенская культура оказала значительное влияние на
развитие древнегреческой культуры.
Благодаря бережному отношению
древних греков к народному творчеству, запечатлевшему социальную жизнь в те
времена, мы сейчас можем изучать по дошедшим до нас произведениям литературы и
искусства этапы формирования охранных пород собак. Описывая жизнь людей в ту
эпоху, Гомер останавливает наше внимание на характере верного помощника
человека собаке, сопровождающего его на охоте, охраняющего стада и дом.
В Греции было написано несколько
научных книг о собаках. Одной из знаменитых книг V века до н. э. является книга
о псовой охоте "Ксенофонта Кинегетик", служившая не только в период
Римской империи, но и в эпоху средневековья постоянным пособием по разведению и
использованию собак на охоте.
Греки сначала были народом
пастушеским и собак содержали для охраны скота. Пастбищный сезон длился
недолго. В это время скот находился на горных лугах. При наступлении зимы
пастухи со стадами и собаками возвращались домой в города и села. Собака,
охранявшая скот на пастбищах, в городе стерегла дом. Но существовали собаки,
предназначенные только для охраны городских жилищ.
Собака-сторож была полноправным
членом греческой семьи. Ее ценили за преданность и постоянно заботились о ней.
О собаке не забывают даже в моменты серьезной опасности, грозящей домочадцам.
У древних греков наиболее
популярными были лаконские охотничьи собаки с их прекрасным чутьем. На втором
месте по значимости стояли молосские собаки. Эти породы часто отображались в
произведениях искусства.
Эпир - государство, возникшее на
территории к западу от Фессалии по другую сторону горной цепи Пинд (в настоящее
время район западной части Греции). Это была слаборазвитая аграрная страна, но
с широко развитым скотоводством. Молоссия - область, занимавшая большую
центральную часть Эпира, получила свое название от Молосса - сына первого
эпирского царя Пирра. Царь Пирр принимал участие в осаде Трои на стороне
ахейцев.
По мнению ряда историков
собаки-молоссы были прямыми потомками ассирийских охотничьих и боевых догов,
которых привел с собой после Троянской войны царь Пирр. Эти большие собаки с
огромными головами имели пугающую репутацию среди населения многих стран
древнего мира.
Большой вклад в распространение и
популяризацию крупных пород собак внес Александр Македонский. Он получал из
разных стран крупных собак с бойцовскими качествами как в виде подарков от
подвластных ему правителей, так и в виде трофеев, достававшихся от победоносных
войн. Сохранилось предание, что царь Албании послал в дар Александру двух
огромных собак, которые брали в одиночку льва и слона.
Этрурия
Как отмечает американский историк
Вил Дюрант, "Этруски являются чрезвычайно интересной исторической
загадкой. Они правили Римом в течение сотни лет (или даже более). Однако
римская литература в своих сообщениях об этрусках немногословна...". Этруски
населяли Северо-запад Аппенинского полуострова с первого тысячелетия до н. э. и
создали развитую цивилизацию. В литературе встречаются упоминания об этрусских
собаках, своей мощью и грозным видом восхищавших римлян. Этрусские собаки
получили высокую оценку римлян за активное участие в сражениях. Возможно,
происхождение этрусских собак идет от ассирийских, так как большинство
историков считают этрусков выходцами из Малой Азии.
Древний Рим
Древний Рим сыграл большую роль в
появлении и распространении переходных форм охранных пород собак на территории
сначала Римской республики, а затем Римской империи и ее колоний.
В противоположность древним
грекам, у которых охота являлась одним из основных досугов знати, древние
римляне никогда не отличались склонностью к ней, особенно в эпоху своего
владычества. Они предпочитали охоте более спокойное времяпрепровождение в
цирках, наблюдая травлю крупных зверей. Уже тогда собака являлась символом
состоятельности римского гражданина.
К началу новой эры роль скотоводства
в Италии заметно возросла, оттеснив земледелие и другие отрасли сельского
хозяйства на второй план. С тех пор, как Сицилия и Северная Африка начали
поставлять в страну более дешевый хлеб, чем производила сама Италия, земледелие
утратило значение главной области римской экономики, и римляне стали с гораздо
большим усердием заниматься разведением скота. Начиная с этого времени,
увеличивается число охранных собак. Перегонка стад с места на место (расстояния
между пастбищами достигало до 300 км) осуществлялась вооруженными пастухами с
собаками, так как нападения разбойников не были редкостью в Италии. Как писал в
своих Эподах римский поэт Гораций (I век до н. э.), "... молосс, -
защитник стад пастушеских...". У богатых горожан Рима были популярны
огромные устрашающего вида собаки, предназначенные для охраны дома и для
сопровождения их по улицам "Вечного города". Перед домами
устанавливались предупреждающие доски, на которых делалась надпись "Cave
Canum" ("Берегись собаки").
Северная группа собак
О мощных кельтских борзых
упоминают многие греческие и римские писатели (Марциал, I век н. э.; Граций
Фалиск, I век н. э. и др.). Римляне пришли в изумление, когда в войне с галлами
(кельтами) обнаружили, что этот народ использует в бою собак. Собаки были
крупные, агрессивные и доставляли римским легионерам немало хлопот. Об этих
собаках, а также о собаках бриттов, упоминал в своей "Истории"
знаменитый грек Страбон (I век н. э.): "Британия производит хлеб, скот,
золото, серебро и железо. Оттуда же вывозятся кожи, рабы и породистые собаки
для охоты; кельты используют этих, а также туземных собак и на войне".
"Бордосский дог".
Пилюгин В.В.