Бордосский дог. История возникновения породы

бордосский дог, бордоский дог, фото, фотографияДля второго тысячелетия до н. э. характерно величие и падение наиболее древних и вновь образованных государств, таких как Вавилон, Ассирия, Египет, Индия и др., а также стремительное перемещение народов. На этом историческом этапе развития человеческой цивилизации отмечается установление взаимоотношений между культурами и государствами, открываются методы их политического и экономического влияния друг на друга.

Древний Египет

Существовавшая изоляция государств и популяций животных, позволяла создавать группы собак желаемого типа. Население Древнего Египта, ведущее оседлый образ жизни и занимающееся земледелием, имело собак с типом африканской степной, египетской борзой и др. На древнейших рисунках до 3400 года до н. э. были изображены собаки только облегченного типа. Изображения догообразных собак появились позднее в период интенсивного развития скотоводства.

Арии и Индия

Арии ("пахари", "чужаки", "овцеводы") самоназвание двух крупных межплеменных объединений. Следы их специфических элементов хозяйствования обнаруживаются на огромной территории от Сыр-Дарьи до Дуная, от долины Иордана до Приднепровской возвышенности, а также между Азовским и Черным морями.

Их уклад зависел от принадлежности к подвижной или оседлой культурной группе населения. В основном арии использовали собак в пастушьем хозяйстве.

Но, несомненно, что они их также применяли на охоте и в воинских делах (Ю. Шилов, 1995). В основном, арии имели собак горного типа, внешний вид которых был тяжелым, массивным, грубым.

Миграция арийских народов наблюдалась с четвертого по второе тысячелетие до н. э. и была связана с их хозяйственной деятельностью. Во время всеобщего передвижения народов арии спустились с Иранского нагорья и двинулись на юго-восток в поисках земель для своих стад. Продвигаясь со своими повозками и лошадьми, стадами и собаками, арии достигли в третьем тысячелетии до н. э. самого центра Гималаев. Часть их племен укрепилась в Кашмире, а иные, продвигаясь вперед на юг, захватили Пенджаб и после долголетней жестокой войны стали хозяевами Северной Индии. Другая часть ариев осталась в Центральной Азии, переместившись позднее в районы современной Средней Азии, а после 2000 года до н. э. стала мигрировать через Кавказ в Западную и Северную Европу.

Собаки, которых привели с собой арий в Индию, способствовали появлению там собак, названных позднее индийскими. Еще Л.П. Сабанеев относил индийских собак к полудогам, предположив, что они всего вероятнее, помесь ассирийских догов с борзыми. Аристотель называл этих рослых, сильных, резвых и злобных собак помесью льва и собаки .

Междуречье

В тех странах, где хозяйство было разнообразным, наблюдалось больше промежуточных типов собак. В Аккаде, северном регионе Месопотамии, большая часть населения занималась скотоводством, меньшая земледелием. Шумеры в южных областях страны, в противоположность аккадцам, активно занимались земледелием. В зависимости от хозяйственного уклада населения страны прослеживается закономерность в преимуществе того или иного типа животных. У земледельцев в южных районах страны, где шумеры возложили на собаку обязанности по защите посевов от диких животных, собаки отличались грубым, массивным и тяжелый типом сложения с короткой шерстью со злобным и агрессивным нравом. На севере страны, в Аккаде собаки преимущественно использовались в пастушьем хозяйстве и основной их тип был горный жесткошерстный с длинной шерстью. Помимо этих собак, существовала еще ассирийская борзая с явными чертами ассирийского дога.

На месте уничтоженных Аккадского и Шумерского древних царств возникли новые государства Ассирия и Вавилония. Высокоразвитая и взаимопроникающая культура стран Месопотамии, со стабильной экономикой позволила их народам путем селекции создать собак, которые получили позднее название ассирийских догов. Они участвовали в боевых действиях как собаки-телохранители и использовались на охоте на крупных зверей (львов, кабанов и др.). Одним из интересных свидетельств, указывающего на древность породы и место обитания этих собак, является барельеф гигантской собаки, найденной при раскопках древнего ассиро-вавилонского города Ниневии, разрушенного в 612 году до н. э., а также изображение крупной собаки с впечатляющей головой на древней терракотовой доске Бирса Нимруда. При раскопках дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (VII век до н.э.) были также найдены изображения сцен охоты и величественных шествий воинов с огромными собаками.

Древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., в многотомном труде История описал свое путешествие в Вавилонию. Здесь он отмечал, что правитель Вавилона Тритантехм держал так много собак индийской породы, что четыре больших селения на равнине должны были доставлять пищу для них и за это были освобождены от прочих повинностей.

Шумеры и аккадцы через своих преемников ассирийцев и вавилонян передали грекам, персам и другим народам племенной материал, который, по всей видимости, использовался в формировании молосской группы собак на территории Древней Греции и Древнего Рима.

Древняя Персия

Исконным занятием древних иранцев было скотоводство, поэтому со своих мест обитания они переместились очень незначительно, почти не участвуя в переселении арийских племен. Оседлость и занятие скотоводством определило их отношение к собакам. Собака была уважаемым животным, так как помогала человеку пасти скот и охраняла стада от волков, которых было очень много. Волк был заклятым врагом древних иранцев. Уже тогда персами была создана целая наука о разведении собак, которая позволила им создать несколько примитивных пород: пастушью, сторожевую и охотничью.

Древняя Персия вела многочисленные завоевательные войны. Даже во время военных походов персы не расставались со своей привычкой к роскоши. Многокилометровые обозы с гаремами, прислугой, драгоценными одеждами и едой всегда тянулись за едва передвигавшимися войсками. Эти обозы, как отмечают античные историки, сопровождало огромное количество собак.

Крито-микенская цивилизация и Древняя Греция

Если Восток явился зарей мировой цивилизации, то Запад зенитом ее расцвета. Основными народами, участвовавшими в создании молосской группы собак, были древние греки, древние римляне, галлы, население стран Балтии, Британии и др. Около 2000 года до н. э. на острове Крит возникли первые государства. Основной деятельностью первых критян было скотоводство, рыболовство и земледелие.

Очаровательные яркие фрески, великолепные барельефы, изящные статуэтки и разукрашенная утварь, обнаруженные при археологических раскопках Критских дворцов, являются источником изучения истории мировой кинологии. Правда, очень мало, что сохранилось за эти тысячелетия, но оставшееся позволяет судить о дальнейших путях формирования различных типов собак. Собаки на Крите использовались для охраны стад от диких животных, для охраны входа в дворцовые помещения, а также участвовали в охоте на крупных зверей, которыми в те времена изобиловал остров. Критские гончие собаки были жесткошерстными и, по свидетельству греческого историка и автора трудов по охоте Арриана (1-11 вв. н. э.), славились способностью гнать зверя с лаем.

1400 год до н. э. явился трагическим для Критской цивилизации. Войска ахейцев после долгих лет ведения боевых действий овладели островом и разрушили его дворцы. Ахеяне, или данайцы, были до XII века до н. э. жителями юга Балканского полуострова. По археологическим данным во втором тысячелетии до н. э. в Ахейской Греции уже существовала специализация собак. Жизнь человека в те далекие времена заставляла его использовать домашних животных в соответствии своих нужд дармоеды никому не были нужны. Пастуху и селянину-домохозяину требовались сильные и мощные сторожевые псы, охотникам легкие и быстроногие собаки. При раскопках погребений в Микенах археологи обнаружили четыре золотых килика (килик - сосуд для питья из металла или обожженной глины, представляющий собой открытую плоскую чашу на ножке с двумя ручками) с изображениями ахейских охотничьих собак. Ручки этих сосудов были сделаны в виде голов гончих псов на длинных изгибающихся шеях (Sp. Marinatos und M. Hirmer, 1959 г.). При раскопках тиринфского дворца археологи также обнаружили фрески с изображением длинноногих поджарых со стоячими ушами собак, а в Микенах фигурки массивных и мускулистых сторожевых псов на деревянном ларце. Крито-микенская культура оказала значительное влияние на развитие древнегреческой культуры.

Благодаря бережному отношению древних греков к народному творчеству, запечатлевшему социальную жизнь в те времена, мы сейчас можем изучать по дошедшим до нас произведениям литературы и искусства этапы формирования охранных пород собак. Описывая жизнь людей в ту эпоху, Гомер останавливает наше внимание на характере верного помощника человека собаке, сопровождающего его на охоте, охраняющего стада и дом.

В Греции было написано несколько научных книг о собаках. Одной из знаменитых книг V века до н. э. является книга о псовой охоте "Ксенофонта Кинегетик", служившая не только в период Римской империи, но и в эпоху средневековья постоянным пособием по разведению и использованию собак на охоте.

Греки сначала были народом пастушеским и собак содержали для охраны скота. Пастбищный сезон длился недолго. В это время скот находился на горных лугах. При наступлении зимы пастухи со стадами и собаками возвращались домой в города и села. Собака, охранявшая скот на пастбищах, в городе стерегла дом. Но существовали собаки, предназначенные только для охраны городских жилищ.

Собака-сторож была полноправным членом греческой семьи. Ее ценили за преданность и постоянно заботились о ней. О собаке не забывают даже в моменты серьезной опасности, грозящей домочадцам.

У древних греков наиболее популярными были лаконские охотничьи собаки с их прекрасным чутьем. На втором месте по значимости стояли молосские собаки. Эти породы часто отображались в произведениях искусства.

Эпир - государство, возникшее на территории к западу от Фессалии по другую сторону горной цепи Пинд (в настоящее время район западной части Греции). Это была слаборазвитая аграрная страна, но с широко развитым скотоводством. Молоссия - область, занимавшая большую центральную часть Эпира, получила свое название от Молосса - сына первого эпирского царя Пирра. Царь Пирр принимал участие в осаде Трои на стороне ахейцев.

По мнению ряда историков собаки-молоссы были прямыми потомками ассирийских охотничьих и боевых догов, которых привел с собой после Троянской войны царь Пирр. Эти большие собаки с огромными головами имели пугающую репутацию среди населения многих стран древнего мира.

Большой вклад в распространение и популяризацию крупных пород собак внес Александр Македонский. Он получал из разных стран крупных собак с бойцовскими качествами как в виде подарков от подвластных ему правителей, так и в виде трофеев, достававшихся от победоносных войн. Сохранилось предание, что царь Албании послал в дар Александру двух огромных собак, которые брали в одиночку льва и слона.

Этрурия

Как отмечает американский историк Вил Дюрант, "Этруски являются чрезвычайно интересной исторической загадкой. Они правили Римом в течение сотни лет (или даже более). Однако римская литература в своих сообщениях об этрусках немногословна...". Этруски населяли Северо-запад Аппенинского полуострова с первого тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию. В литературе встречаются упоминания об этрусских собаках, своей мощью и грозным видом восхищавших римлян. Этрусские собаки получили высокую оценку римлян за активное участие в сражениях. Возможно, происхождение этрусских собак идет от ассирийских, так как большинство историков считают этрусков выходцами из Малой Азии.

Древний Рим

Древний Рим сыграл большую роль в появлении и распространении переходных форм охранных пород собак на территории сначала Римской республики, а затем Римской империи и ее колоний.

В противоположность древним грекам, у которых охота являлась одним из основных досугов знати, древние римляне никогда не отличались склонностью к ней, особенно в эпоху своего владычества. Они предпочитали охоте более спокойное времяпрепровождение в цирках, наблюдая травлю крупных зверей. Уже тогда собака являлась символом состоятельности римского гражданина.

К началу новой эры роль скотоводства в Италии заметно возросла, оттеснив земледелие и другие отрасли сельского хозяйства на второй план. С тех пор, как Сицилия и Северная Африка начали поставлять в страну более дешевый хлеб, чем производила сама Италия, земледелие утратило значение главной области римской экономики, и римляне стали с гораздо большим усердием заниматься разведением скота. Начиная с этого времени, увеличивается число охранных собак. Перегонка стад с места на место (расстояния между пастбищами достигало до 300 км) осуществлялась вооруженными пастухами с собаками, так как нападения разбойников не были редкостью в Италии. Как писал в своих Эподах римский поэт Гораций (I век до н. э.), "... молосс, - защитник стад пастушеских...". У богатых горожан Рима были популярны огромные устрашающего вида собаки, предназначенные для охраны дома и для сопровождения их по улицам "Вечного города". Перед домами устанавливались предупреждающие доски, на которых делалась надпись "Cave Canum" ("Берегись собаки").

Северная группа собак

О мощных кельтских борзых упоминают многие греческие и римские писатели (Марциал, I век н. э.; Граций Фалиск, I век н. э. и др.). Римляне пришли в изумление, когда в войне с галлами (кельтами) обнаружили, что этот народ использует в бою собак. Собаки были крупные, агрессивные и доставляли римским легионерам немало хлопот. Об этих собаках, а также о собаках бриттов, упоминал в своей "Истории" знаменитый грек Страбон (I век н. э.): "Британия производит хлеб, скот, золото, серебро и железо. Оттуда же вывозятся кожи, рабы и породистые собаки для охоты; кельты используют этих, а также туземных собак и на войне".

"Бордосский дог". Пилюгин В.В.