"...Для меня собачья
семья является самой интересной семьей в животном мире, если не считать
человеческую семью. Во многом собака очень схожа с человеком, настолько, что
иногда мы можем наилучшим образом изучить наше собственное поведение, изучая
поведение собак, особенно щенков..."
Неонатальный период (от 0 до
13 дней)
Именно в это время, по мере того
как развива-ются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда
щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение
совер-шенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся
органы чувств, чтобы исследо-вать окружающую среду, и именно в процессе
поло-жительного и отрицательного подкрепления они по-степенно учатся
действовать по-собачьи. Напри-мер, они исследуют стенки своего жилища и затем
карабкаются по ним наверх, как это делают кош-ки. Когда попытка заканчивается
падением на спи-ну, из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут
лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они
могут на-ткнуться на однопометника (другого щенка) и впе-рвые заняться игрой,
вернее, возней, которая впо-следствии станет игрой, или вместе с ним
устро-иться спать. Положительный опыт, приобретаемый таким образом,
гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как
собаки.
Социализация собаки (от 14 до
49 дней)
Чем больше щенки становятся
похожими на со-бак, тем более целенаправленной становится их первоначально
беспорядочная возня. Играя, они во-зятся и кусаются острыми, как иголки,
зубами, ко-торыми наградила их мать-природа, и узнают, какой силы должен быть
укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение
боли.
Фактически единственная цель,
ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе
жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты
или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые
челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться
ре-гулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометни-ка, они слышат его визг и
благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.
В этот период мать постепенно
перестает кор-мить щенков своим молоком (у одних сук материн-ское начало
выражено сильнее, чем у других, и, сле-довательно, это происходит в разное
время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует
сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может
даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и
начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует
немедленно.
Таков один из путей знакомства
щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обще-стве. К сожалению,
некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в
котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к
доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне
способна убить его. В результа-те они изолируют щенка от матери или даже
забирают его из помета и выкармливают искусст-венно.
В действительности очень редко
случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень
важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они
ста-нут уравновешенными "личностями" (взрослыми со-баками). Не
позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным
стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со
щенком "подарит" ему массу проблем.
Основная функция этого
периода социализации у собак состоит в том, чтобы щенок научился ре-гулировать
силу укуса, общаться с другими собака-ми, устанавливать иерархию, и, что также
жизнен-но важно, он вступает в контакт с человеком.
Заводчики должны регулярно брать
щенков на руки, нежно переворачивать, проверять глаза, уши, зубы, лапы и
прочее. Делая это, они не только дают щенкам приятный опыт общения с человеком,
они также заставляют щенков пережить легкий стресс, что поможет им сформировать
устойчивость к стрессу в дальнейшем. Щенки, которым дали возможность завершить
данный период в об-ществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и
защищенность, и, кроме того, при-обрести опыт контакта с людьми, вырастая,
обыч-но становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками.
Социализация в обществе людей
Научившись в первый период своего
развития быть собаками среди собак, щенки должны теперь научиться быть собаками
в человеческом окружении. Идеальный возраст, когда можно брать щенка из помета
- семь недель (49 дней).
В это время хороший заводчик
должен прибегнуть к помощи знающего тренера или специалиста по проблемам
поведения, чтобы тот провел проверку способности к обучению каждого щенка из
по-мета.
Со щенками этого возраста можно
провести серию не вызывающих стресса тестов, которые помогут определить
вероятный темперамент и характер каждого щенка, когда он вырастет. Тем самым
можно будет правильно подобрать щенка для семьи, в которую его намерены отправить.
Проверке подвергается генетический потенциал щенка, который у разных собак
будет различным. Если про-верку проводить в более поздний период развития, то
на ее результат может повлиять воздействие среды, то есть условия жизни и
воспитание. Все зависит от компетентности заводчика.
Я потерял счет владельцам,
которые говорили, что не они выбирали своих собак, а собаки выбрали их. Когда
они приехали посмотреть на щенков, их песик просто растолкал всех остальных и
бросился к ним. Заводчик им рассказал, что именно этот щенок всегда был первым
у миски с едой и рос более крупным и сильным, чем другие, потому что с самого
рождения всегда присасывался к самому молочному паховому соску (он расположен в
паховой области). К этому времени заводчик уже знает, что этот щенок самый
смелый в помете - настоящий лидер.
Вот такой первый выбор, сделанный
собакой, а не человеком, как правило, становится первым в ряду множества
решений, которые и в дальнейшем собака будет принимать вместо хозяина.
Почти все знают, что неразумно
выбирать самого маленького щеночка, сжавшегося от страха в углу комнаты, на
которого не обращают внимания другие щенки. Многие люди все же позволяют взять
чувствам верх над разумом и из жалости берут в дом именно этого щенка. Но мало
кто способен предвидеть проблемы, которые могут возникнуть из-за того, что они
взяли в дом щенка, который "выбрал их". Если вы хотите, чтобы у вас
была легкоуправляемая, благовоспитанная собака, любимица семьи, вам следует
выбрать достаточно уверен-ного в себе, но не слишком нахального щенка.
В идеальном случае именно
заводчик должен решить, во-первых, относитесь ли вы к тому типу владельцев,
которому он хотел бы доверить одного из щенков, и, во-вторых, правильно оценить
атмо-сферу вашего дома, определить, какой именно щенок будет лучше всего
соответствовать ей. К не-счастью, мы живем в мире, далеком от идеала, и слишком
многие заводчики занимаются разведением собак только ради выгоды.
Годами создавались разнообразные
тесты для оценки пригодности щенков к определенным видам службы. Пфаффенбергер
разработал тесты для отбора щенков, которые наиболее перспективны для
ответственной службы в качестве собаки-поводыря. В 1975 году Уильям Кэмпбелл
создал тесты для отбора щенков, которые лучше всего подходят для содержания в
семье. Эти тесты могут быть по-лезны заводчикам, если они хотят продавать
щен-ков для содержания в семье.
Период с восьмой по одиннадцатую
неделю известен также как период запечатления страха. Если в это время щенок
испытает страх или получит травму, это вполне может привести к тому, что
связанные с чувством страха обстоятельства глубоко запечатлеются в памяти щенка
и искоренить страх будет очень трудно. Новый владелец должен осознавать
особенности этого периода в развитии щенка и стремиться избегать любых травмирующих
ситуаций. В это время вполне можно нанести визит ветеринару, на прием к нему
стоит записаться хотя бы для того, чтобы он приласкал щенка, угостил чем-нибудь
и отпустил домой.
Период определения ранга (от
12 до 18 недель)
В этом возрасте щенки начинают
превращаться в молодых взрослых собак. Их уверенность в себе в знакомой
обстановке растет: они начинают позволять себе вольности, а иногда им даются
такие права, которых они не получили бы, если бы все еще оставались с матерью и
однопометниками, в стае диких собак или волков. Мы, люди, смотрим на
двенадцати-шестнадцатинедельную собаку как на щенка и, следовательно, мы более
терпимы в отношении некоторых вещей, которые он делает, мы прощаем щенку то,
чего не потерпели бы от взрослой собаки. Однако мы должны сознавать, что собаки
развиваются быстрее, чем люди, и точно так, как мы не потерпим бесцеремонности
ребенка десяти-двенадцати лет, нам не следует мириться с нахальным поведением
двенадцати-шестнадцати-недельного щенка.
Этот период также известен как
возраст, когда режутся зубы и рвется связь с матерью. Иными словами, щенки
становятся гораздо более уверенными в своих возможностях и впервые пытаются
установить своего рода иерархию в смешанной стае "люди-собаки", в
которой они живут.
В течение ряда последних лет
доктор Ян Данбар проводил в Калифорнии исследования того, каким образом
социализация щенка в возрасте от двена-дцати до шестнадцати недель в среде
собак и в обществе людей может благотворно повлиять на поведение взрослой собаки.
Социализация включает щенячий детский сад, где маленькие собаки учатся не
бояться больших собак, а большие собаки знают, как вести себя в присутствии
маленьких. Во время специальных занятий инструкторы готовят моло-дых собак к
тому, что им придется испытать в жизни, например к медицинским осмотрам когтей,
ушей, глаз, носа, анальных желез и так далее. Всю семью, включая детей,
приглашают посетить эти классы, где детей учат тому, как дрессировать сво-их
молодых собак, чтобы они подходили на зов, оста-вались на месте, следовали за
хозяином и так далее.
В то же время молодые собаки
узнают, что общество беспокойных, шумных, подвижных, но пред-сказуемых в своих
поступках детей - это приятная компания, а не сборище тех, кого следует бояться
или, что еще важнее, от кого нужно защищаться.
Возраст от двенадцати до
восемнадцати недель был выбран по следующим причинам:
1) двенадцать недель - это,
пожалуй, самый ран-ний возраст, когда ветеринары могут позволить владельцам
пускать щенков к другим собакам (это связано с прививками, которые нужно делать
всем молодым щенкам).
2) восемнадцать недель в развитии
собаки - вре-мя, когда в ее организме происходят огромные из-менения: у кобелей
начинает возрастать уровень тестостерона, при этом начинает меняться не только
их отношение к другим собакам, но и от-ношение других собак к ним, короче
говоря, они уже не щенки.
Занятия в щенячьем детском саду
становятся у нас все более популярными, и я бы посоветовал всем неопытным
хозяевам молодых щенков спра-виться у ветеринара о ближайшем к их дому
по-добном учреждении. Результаты исследования убе-дительны. Щенки, посещавшие
занятия, вырастая, в самом деле, становятся превосходными собаками. Они редко
вступают в драки с другими собаками, редко ведут себя агрессивно по отношению к
хозя-евам и другим людям, а ветеринары считают, что их гораздо легче лечить.
Период инстинкта бегства (с 4
до 8 месяцев)
Инстинкт бегства - это зов
предков. В это время молодая собака, которая раньше всегда с радостной
готовностью реагировала, когда ее подзывали, начинает странно вести себя:
услышав зов, останавливается с отсутствующим взглядом, а за-тем решает
отправиться в противоположном направлении.
На воле такое поведение было бы
совершенно нормальным. Молодой кобель или сука, возможно, отправились бы на
поиски партнера (примерно в это время у большинства сук наступает период первой
течки) или просто самостоятельно обследовать территорию. У людей этому периоду
соответствует возраст от четырнадцати до шестнадцати лет.
Инстинкт бегства проявляется не
на всем протяжении периода от четырех до восьми месяцев, обычно странности
поведения наблюдаются в течение нескольких дней, иногда около месяца. В
даль-нейшем сложности с выполнением команды "ко мне!" могут быть
обусловлены тем, сколько удовольствия получил молодой пес, подчинившись зову
предков. Например, молодой кобель, убежав, вспугнул кролика и преследует его,
по пути он натыкается на семью на пикнике, которая отвлеклась от еды, чтобы
поиграть в мяч в парке, он съедает их пирожные, сэндвичи и мороженое; только он
покончил с лакомствами, как ему встречается симпатичная маленькая сука, которая
вступает в веселую возню, и они вместе бегают по всему парку - а затем, часа
через два, он неожиданно сталкивается со своим хозяином. Вне себя от гнева, тот
мечет громы и молнии. С удовольствиями все ясно. Возвращение к хозяину не сулит
ничего хорошего, побег же обеща-ет сплошные радости.
Владельцы собак должны знать об
этом природ-ном инстинкте и уделять особое внимание своим собакам в течение
всего описанного выше перио-да. Как только они заметят, что собаку охватила
жажда самостоятельных путешествий по знакомой местности для прогулок, нужно
выводить ее на длинном или гибком поводке. На прогулку без поводка, напротив,
нужно ходить в незнакомые собаке места. Прогулка по незнакомой территории
повышает потребность в "сплоченности стаи", разумеется, при условии,
что собака признает своего хозяина ее лидером.
Наступление половой зрелости
(от 6 до 14 месяцев)
Во время этого периода происходят
определен-ные гормональные изменения в организме, как кобелей, так и сук.
Ограниченная способность организма справиться с изменениями создает у собак
проблемы, сходные с проблемами подростков переходного возраста.
У некоторых молодых людей
появляются прыщи-ки, у некоторых развиваются проблемы, связанные с
противоречащими здравому смыслу социальными установками, некоторые, хотя и
немногие, просто проскакивают через все это без всяких проблем. Те из нас, у
кого есть дети, знают, насколько трав-мирующими для них могут быть эти резкие
гормональные скачки. Нас, родителей, это беспокоит и огорчает не меньше.
Наступление половой зрелости
сказывается на собаках во многом сходным образом: в то время как силы организма
направлены на то, чтобы адаптироваться к гормональным выбросам, начинают проявляться
побочные действия. Незначительные изменения поведения становятся очевидными,
одним из них может быть боязнь знакомых вещей. Классическим примером является
ситуация, когда собака сталкивается с чем-то, что она видела ежедневно, быть
может, в течение месяцев, но словно вдруг перестает узнавать знакомый предмет.
Собака будет лаять, рычать и пятиться от этого предмета. То, как хозяин
справляется с ситуацией, может определить, по крайней мере, отчасти, всю ее
дальнейшую жизнь. Если, например, собака начала лаять на знакомый стул,
поставленный в непривы-чном месте, и владелец попытался успокоить собаку,
побуждая ее подойти к стулу, то может случиться, что всю оставшуюся жизнь
собака будет бояться этого стула. Дело в том, что подбадри-вание со стороны
хозяина было воспринято собакой как награда за хорошее поведение ("Вот
хороший мальчик").
Однако если хозяин понимает
проблему "боязни знакомых вещей", он скажет: "Не будь такой
глупой собакой!" - пойдет, сядет на этот стул, и не будет обращать
внимания на собаку, пока она не приблизится. Как правило, это действие вселяет
в собаку мужество, поощряет ее подойти немедленно. Она осознает. "А! Так
это тот самый стул. Я не узнала его, потому что он стоит не на месте".
То, как вы реагируете на глупое
поведение в такой ситуации, может сформировать черты поведения собаки в
будущем. С самого начала мы должны помнить об особенностях периода полового
созревания у многих собак и подростков и решить раз и навсегда: мы ни за что не
будем поощрять ненормальное поведение, потому что в нем отсутствует логика.
Нашим пренебрежительным отношением мы можем добиться того, чтобы неправильное
поведе-ние не закрепилось. Если в течение последующих нескольких дней не
наступает нормализация, то можно поискать какую-либо другую причину, но для
начала достаточно иметь представление об этом периоде в развитии щенка.
Зрелость (от 1 года до 4 лет)
Примерно до четырехмесячного
возраста критические периоды развития очень схожи у собак всех пород. Позднее
появляются незначительные различия.
В целом можно сказать, что мелкие
собаки вступа-ют в каждую отдельную фазу в более раннем возрасте, чем крупные.
Наступление полной зрелости приходится на период от одного до четырех лет, в
зависимости от породы и размеров собаки.
Наступление полной зрелости следует
считать началом второго периода возрастной классифика-ции. В это время собака
будет пытаться устано-вить свою позицию в стае раз и навсегда.
Если собака сумела добиться
высокого ранга во время первого периода возрастной классификации (от двенадцати
до шестнадцати недель), когда происходит определение ранга (см. выше), то тогда
во втором периоде, в зависимости от темперамента собаки, попытка человека
оспорить лидерство в стае может привести к агрессии. Случится это или нет,
зависит от того, с какой собакой мы имеем дело, и от того, как поступает
хозяин.
Некоторым собакам присуще то, что
известно как активные оборонительные рефлексы. Другим, напротив, свойственны
пассивные оборонительные рефлексы. Собака, обладающая активными
оборони-тельными рефлексами, в ситуации вызова ответит на него агрессивными
проявлениями. Собака с пассив-ными оборонительными рефлексами в этой ситуации
продемонстрирует полное подчинение или гиперактивное и глупое щенячье
поведение.
Если вы позволили своей собаке
занять высокое положение в стае "человек-собака" и решили по
какому-то поводу бросить собаке вызов, весьма вероятно, что вы спровоцируете
агрессивную кон-фронтацию. Это особенно актуально для собак сто-рожевых пород.
Вожак волчьей стаи наказал бы вся-кого другого волка, попытайся тот предъявить
на что-то права, которых не имеет.
Не следует думать, что собака
стала агрессивной,- она просто ведет себя как собака, отстаивая свое высокое
положение в иерархии. Характер поведения вашей собаки после достижения ею
полной зрелости в основном является наиболее ярким проявлением того, что ей
безнаказанно позволялось делать в течение предыдущих критических периодов
развития.
Прислала Полина Третьякова, г. Новосибирск