Сохраним чутье дратхаара

Сегодня требования к охотничьим собакам выше, чем вчера, а завтра будут еще выше. Собака должна иметь широкий поиск, хороший ход, отличное чутье, рано и легко начинать работать. Собственно, эти требования существовали во все времена и для всех собак, но сегодня они звучат гораздо актуальнее. Если для натаски своей собаки москвич, например, должен отъехать от города не менее чем на сто километров, то легко прикинуть, во что ему обойдется эта натаска (и по деньгам и по времени), если его питомец примется за работу после, скажем, пятидесятого выхода в поле. Ясное дело, что явный приоритет здесь будет иметь собака, заработавшая после пятидесяти выходов.

Смею думать, что важнейшим из перечисленных выше рабочих качеств легавой является чутье.

ДратхаарПри прочих равных условиях хорошее чутье позволяет быстрее натаскать собаку, дает возможность последней лучше и выгоднее проявить присущий ей стиль, не задерживаться на набродах, находить значительно больше дичи в единицу времени и, наконец, доставлять владельцу истинное наслаждение своей работой и во время натаски, и на состязаниях, и, конечно, на охоте. Не одно поколение охотников совершенствовало чутье охотничьих собак, и мы должны стараться не потерять этого качества у легавых вообще и у дратхааров в частности. Попытаемся же проследить, как менялось чутье у этих собак на протяжении последних пятидесяти лет, чтобы сделать вывод, все ли хорошо в этом отношении в породе.

Мы проанализировали результаты полевых испытаний и состязаний более шестисот дратхааров Москвы и Московской области за период с 1945 года по настоящее время. Более половины из них не имеют дипломов по классической дичи, то есть со стойкой. Результаты всех выступлений, в том числе и бездипломных, были занесены в банк данных.

Сначала определим понятия "очень хорошего" и "отличного" чутья. Рассмотрим для этого полевые выступления трех дратхааров за все время их участия в этих мероприятиях, обозначив их в таблице буквами А, Б и В.

Таблица 1

А сг, 2-77, 2-81, сг, 3-75, 2-74

Б сг, 3-74, сг, 3-66, 3-73, 2-88, сг, 2-79, 2-75, 2-79, 1-83, нч, 1-81

В нч, 3-62, нч, 3-62, 3-66, 2-80, 2-76, 2-72, 3-78, 1-85, 3-64, 1-84,

(сг - снята за гоньбу, нч - непроявление чутья, первая цифра - степень диплома, вторая - сумма баллов расценки).

Усредненное значение дальности чутья для собаки А равно 7, для собаки Б -7, для собаки О - 6,7. Отсюда следует, что дратхаары, стабильно и систематически подтверждающие диплом второй степени, почти не уступают по чутью собакам, имеющим дипломы первой степени.

Проверка этих данных на больших массивах, к сожалению, невозможна из-за отсутствия полных данных результатов полевых выступлений до 1990 года, но попытаться объяснить это можно. Во-первых, в Москве за всю историю не было дратхаара, который имел бы более двух дипломов первой степени, по два диплома имели 8 собак, 14 - по одному. Это, пожалуй, были собаки, имеющие дальность чутья на диплом второй степени с хорошим запасом, а остальные показатели - по постановке, ходу, стилю и т.д. - на диплом первой, что и позволило им один-два раза достичь результатов, за которые присуждается диплом первой степени.

Дратхааров, подтвердивших диплом второй степени более двух раз за период с 1945 года, насчитывается 25, то есть эта группа не на порядок выше, а сопоставима с количеством перводипломников. Таким образом, этих собак можно рассматривать как общий массив дратхааров, располагающих очень хорошим чутьем, где отдельные собаки выделялись, скорее уж, по каким-то субъективным обстоятельствам, а не по заложенному от природы чутью. Ясно, что ориентироваться в племенной работе только на них невозможно; их просто мало. Собак же, имеющих один повторный диплом второй степени (конечно, при работе со стойкой), еще 52, и все они вместе и составляют полевую элиту дратхааров в Московском регионе (собаки Московского общества охотников и Военного не разделялись).

Как же все-таки выяснить, улучшается ли чутье дратхааров на протяжении пятидесяти послевоенных лет? Единственный доступный способ - сравнение полученных за этот период дипломов, так как данные по чутью отсутствуют.

Отметим, что группа собак, имеющих по одному диплому второй степени, заметно уступает по усредненной дальности чутья группе собак, имеющих по два диплома второй степени. Эти значения соответственно составляют 6,4 и 6,8 баллов, причем границы между группами размыты и частично перекрывают друг друга.

Сведем в одну группу полевую элиту - обладателей дипломов первой степени и собак два или более раз повторивших дипломы второй степени. Необходимо учесть и фактор смены поголовья собак в регионе. При этом предлагается относить число собак с очень хорошим чутьем не к общему числу собак, а лишь к числу дипломированных в выбранном временном интервале (напомню, что речь сейчас идет только о дипломах со стойкой). За этот интервал принят пятилетний отрезок, так как в течение него происходит сглаживание выбросов, обусловленных меняющимися факторами, как то: сухое или влажное лето, много или мало птицы и т.д.

Из табл.2 видно, что, начиная с 1945 года, наблюдается непрерывное повышение качества чутья вплоть до начала 70-х годов, идет становление породы в плане полевой адаптации к условиям российских испытаний, состязаний и, конечно, охоты; собаководы осваивают новую для себя породу. Счастье любителей дратхааров состоит в том, что их собаки попали в общую группу легавых, разводимых в России. Великие традиции российского охотничьего собаководства заставили их подтянуться и идти в ногу с любителями островных легавых, и большое спасибо тем людям, которые в свое время настояли на этом. Если бы континентальные легавые были выделены, как теперь, в отдельную группу, ни курцхааров, ни дратхааров с такими качествами и в таком количестве, как сегодня, не было бы.

Таблица 2

Годы

1945

1950

1955

1960

1965

1970

1975

1980

1985

1990

Два диплома II степени и выше

-

1

2

6

12

8

19

18

17

13

Один диплом II степени и ниже

10

11

12

21

30

30

33

48

83

55

Процент лучшего чутья

-

8,3

14,3

22

25

21

36,5

28,1

17

19,1

В 60-е и 70-е годы количество собак с очень хорошим чутьем устойчиво держится на высоком уровне. Некоторый пик результатов после 1975 года объясняется, с моей точки зрения, тем, что в это время были введены новые правила испытаний, снизившие требования к чутью.

С начала 80-х годов наблюдается резкий спад. Чтобы уверенно говорить о причинах такого провала, следовало бы сопоставить аналогичные результаты по другим породам легавых, но они отсутствуют. Для дратхааров же они прежде всего заключаются, по мнению автора, в введении третьего племенного класса на выставках: это не только жульничество, но и жестокий самообман. Всякому человеку с непредвзятым мнением очевидно - только диплом со стойкой должен вводить легавую в какой-либо племенной класс, только такой диплом является основным, только он может быть повторным. Все остальное - факультативное дополнение. Ведь повторный диплом подтверждает успешное выполнение собакой основных пользовательных функций, повышает гарантию (надежность) их выполнения данной собакой, дополнительный же говорит только о расширении пользовательных функций и поэтому никогда, ни при каких обстоятельствах не может стать ни основным, ни повторным к нему. Эти дополнительные дипломы собаки, имеющие дипломы высоких степеней при работе со стойкой, получают, при желании владельцев, как правило, легко и просто. В качестве доказательства приведу итоги полевых выступлений четырех ныне здравствующих дратхааров, имеющих дипломы первой степени.

Айна 1728 А.Рубцова 2-I, 2-II, 2-Iу, 1-lllвк, 1-llкс

Лайма 1800 Т.Кифус 2-I, 3-II, 1-IIу, 1-IIвк, 1-IIкс

Рэй 1983 К.Запорина 1-I, 3-II, 1-IIу, 2-Iвк, 1-IIIкс

Карат II 2070 В.Тимакова 7-I, 1-II, 1-Iу, 1-llвк, 1-lllкс

у - утка, вк - вольерный кабан, кс - кровяной след.

Дратхаары, имеющие дипломы первой степени, легко получают и неклассические дипломы, а вот обратных примеров привести практически невозможно: владельцы собак, начавшие с натаски и получения дополнительных дипломов, как правило, ими и ограничиваются. В настоящее время для континентальных легавых планируется еще одно нововведение: так называемые селекционные испытания, проверка природных качеств молодняка (то есть собак, родившихся в предыдущем году). Помилуйте, разве наши традиционные испытания по болотной и полевой птице так-таки ничего не выявляют?!

В 1995 году приз "Лучшая первопольная собака" выиграл на испытаниях по классической дичи восьмимесячный Рэй (влопков). Он получил диплом третьей, а затем, через месяц, и второй степени. Кто же решится утверждать, что его полевые качества не проверены? Наоборот, собака проверена прекрасно и доказала, что она отличный охотник! Тем более, что на наших испытаниях проверяется не какое-то одно или два качества, а целый комплекс их, необходимый и достаточный на охоте.

Итак, за последние годы качество чутья дратхааров, в основном дальность его, несколько снизилось. Что же можно предложить для борьбы с этим нежелательным явлением? Прежде всего, решительно противиться всяким попыткам отделения континентальных легавых от островных. И правила полевых испытаний, и бонитировка на выставках у них должны быть общими. Все разговоры об универсальности и разносторонности должны свестись только к повышению требований по дополнительным дипломам, без затрагивания основного и повторного, которые должны быть общими для всех легавых. Следует противиться созданию каких-либо комиссий по разработке для континентальных легавых особых нормативных документов. Вся работа с этими легавыми должна вестись в общей группе легавых пород.

Следует немедленно ликвидировать третий (резервный) племенной класс (или оставить сегодня собака с одним дипломом третьей степени со стойкой). Установить, что повторным дипломом может быть только диплом со стойкой. Добиться, чтобы результаты полевых испытаний собак и отчеты экспертов о них обязательно публиковались. Настоять, чтобы регулярно издавалась Всероссийская племенная книга охотничьих собак. В целях обеспечения единого подхода при экспертизе разработать и опубликовать методические указания по практическому применению "Правил полевых испытаний легавых".

Нельзя к тем трудностям, которые переживает сейчас охотничье собаководство, добавлять еще и новые. Мы можем и должны сделать все, чтобы не допустить ухудшения рабочих качеств наших собак, снижения их продуктивности.

Сергей Королев, эксперт-кинолог
Охота и охотничьи собаки 1996