Ягдтерьер - универсальная собака

За сравнительно короткий период в Германии удалось получить из ягдтерьера, породу, которую успешно применяют для охоты по разным видам дичи. Порода выведена на основе жесткого отбора по рабочим качествам, с учетом широкого, универсального применения. Для собак, идущих в племенное использование, была установлена система комплексных испытаний: по норному зверю (лисице и барсуку), по утке, по зайцу и по кровяному следу.

Кроме того, испытания немецкого охотничьего терьера в ГДР делятся на три вида: молодежные (название говорит само за себя), племенные, сдача которых необходима для получения права на племенное использование, и пользовательные - для собак, владельцы которых хотят получить право использовать своих собак на охоте (это относится и к собакам с грубыми экстерьерными и генетическими пороками, например крипторхам). В отличие от молодежных испытаний, где выявляются главным образом задатки собаки, на племенных и пользовательных испытаниях от собак требуется апортирование мелкой дичи, а на пользовательных - и вытаскивание из норы мертвого зверя.

Испытания по норному зверю проводятся в "П-образной" норе (по стандарту FCI - Международной кинологической федерации). Оцениваются злоба, вязкость, голос, поиск в норе. Максимальное время работы 10 минут. Собака должна быстро войти в нору, взять зверя мертвой хваткой "по месту" и продержать его 2 минуты (молодая собака - 1 минуту). На испытаниях по утке оценивают желание работать в воде, поиск без утки, поиск при наличии птицы, апортирование с глубокой воды. На испытаниях по зайцу оценивают преследование с голосом по следу, преследование с голосом по "зрячему", минимально 300 м. По кровяному следу оценивают работу на сворке и дополнительно обнаружение и облаивание найденного зверя либо анонсирование (возвращение к ведущему со специальной палочкой, привязанной к ошейнику, или без нее). Длина кровяного следа 400 - 500 м. След должен быть трехчасовой давности. При испытаниях в естественных условиях длина следа должна быть не менее 300 - 500 м, а давность не менее трех часов. Условия могут быть и более сложными. Кроме того, во всех видах испытаний оценивается чутье.

Все четыре вида испытаний проводят в комплексе и единовременно. Любопытен порядок присуждения дипломов. Степень общего диплома определяется по низшему из дипломов, полученных по четырем видам работы. Собака, не сдавшая испытаний по одному из видов работы, остается без диплома и не допускается в племенное использование! Если учесть, что и племенному использованию допускаются кобели с общим дипломом не ниже II степени (для сук требования мягче - диплом III степени), то становится ясно, что именно жестким отбором по охотничьим качествам и объясняется успех селекционеров.

Дрессировка оценивается по семи пунктам. Кроме позывистости и отношения к выстрелу, необходимых на молодежных испытаниях, не пользовательных испытаниях расценивают укладывание собаки свободно, либо с поводком, либо у предмета, общее послушание и хождение на поводке.

К 1986 г. в Москве и Московской области зарегистрировано (по данным каталога 56-й Московской выставки охотничьих собак) 147 классных ягдтерьеров (64 кобеля и 83 суки). Попытаемся на основе каталога провести анализ рабочих качеств этих собак. Для всех охотничьих терьеров первое требование - работа по норному зверю. Все собаки, фигурирующие в каталоге (за исключением одной), имеют диплом по норному зверю (лисице или барсуку). При бонитировке эти дипломы равнозначны. Дипломов I степени 47 - 26 кобелей и 21 сука (30,6 %), дипломов II степени 43 - 23 кобеля и 20 сук (29,9 %), дипломов III степени 57 - 16 кобелей и 41 сука (38,7 %). Причем 22 собаки из 147 имеют дипломы по лисице и барсуку. Несмотря на то что злоба у сук несколько ниже, треть поголовья ягдтерьеров имеет высший диплом по норному зверю. Это, безусловно, хороший показатель.

Следует отметить некоторые особенности проведения испытаний норных собак у нас в Союзе. Испытания проводятся на норах двух принципиально разных конструкций и на основе двух методик оценки. Испытания по лисице - на норе, имеющей конфигурацию восьмерки, а испытания по барсуку - на "П-образной" норе по международному стандарту. В СССР утверждены официально только правила испытаний на норе, имеющей конфигурацию восьмерки.

На испытаниях по лисице оценивают поиск и преследование (быстрота, верность), злобу, вязкость, голос, послушание. Существует много мнений "за" и "против" использования такой норы и связанных с ней существующих ныне правил испытаний по лисице. Не вдаваясь в подробности, хочется отметить, что в этой норе и по этим правилам быстрота передвижения, которая не является врожденным охотничьим качеством для ягдтерьеров, оценивается в м/сек. Такой оценки скорости передвижения нет ни у одной группы пород собак, даже работающих на поверхности. Нет ее даже у борзых! А так как для норных существует минимум по быстроте для получения любого диплома, то собака, взявшая "по месту" зверя, то есть проявившая высшую злобу (основное врожденное качество), если не набрала минимум по быстроте, может остаться без диплома. Тем самым создается искаженная картина состояния породы с точки зрения врожденных охотничьих качеств.

Совсем другая картина при испытаниях собак по барсуку. Правила испытаний, основанные на международных правилах, очень просты. Здесь обходятся без "священнодействия" с логарифмической линейкой, калькулятором и секундомером. Оценка идет по четырехбалльной системе ("отлично", "очень хорошо", "хорошо", "удовлетворительно"). "Отлично", то есть диплом I степени, присуждается собаке за хватку "по месту" и удержание зверя в течение 2 мин или за острую борьбу в течение всего времени работы с выгоном зверя в третий котел. "Очень хорошо" - диплом II степени - за удержание зверя "не по месту" в течение 2 мин или за упорную борьбу со зверем между вторым и третьим котлами. "Хорошо" - диплом III степени - за упорное облаивание зверя на месте встречи с ним. Собака остается без оценки за отказ войти в нору в течение 3 мин, а также за выход из норы с прекращением работы и перемолчку более 3 мин.

Судя по каталогу 56-й Московской выставки, процент ягдтерьеров, дипломированных по барсуку, сравнительно невелик - 15,6 %. Объяснение простое. На территории Московской области охота на барсука была долго запрещена и открыта лишь в 1987 г. Тем более, что единственным возможным способом добычи барсука из норы с норными собаками является выкапывание. Кстати, в странах социалистического содружества (например, в ЧССР) барсука добывают с норными собаками, прибегая к выкапыванию. При этом норы при правильной "заделке" продолжают нормально функционировать.

В испытаниях по водоплавающей дичи (утке) ягдтерьеры принимают участие сравнительно недавно. Согласно каталогу 56-й Московской выставки из 18 собак, дипломированных по утке (12,2 %), 9 собак имеют дипломы 11 степени и 9 - дипломы III степени. Работа ягдтерьеров по утке в большинстве случаев сводится к апортированию, либо к разыскиванию битой птицы, что в значительной степени сокращает количество ненайденных подранков, а следовательно, и повышает культуру охоты.

Испытания по зайцу у нас проводят только для группы гончих собак. И хотя по чернотропу из-под гона ягдтерьеров удается взять несколько беляков, попытка выставить этих собак на испытания по правилам гончих закончилась бы неудачей.

К сожалению, в каталоге 56-й Московской выставки нет ни одной собаки, дипломированной по кровяному следу. Необходимость этих испытаний очевидно. Отстрел кабана в Московской области начинается с 1 октября (в ряде областей - с августа, на овсах), то есть задолго до выпадения снега. Кабан на рану крепок, ни для кого не секрет, что добирают далеко не всех подранков. Все это относится и к отстрелу медведя на овсах. В. Пажетнов (1986) пишет: "На одного добытого на овсах медведя приходится три подранка, из шести подранков один погибает". Хочется отметить, что на притравках по медведю ягдтерьеры, как правило, не выказывают боязни, пытаются атаковать. Учитывая высокое чутье ягдтерьеров (в ГДР успешно проводят специальные усложненные испытания по кровяному следу спустя 48 часов), эту породу можно использовать для добора подранков.

Отсутствие у нас ягдтерьеров, работающих по кровяному следу, объясняется просто: этот диплом им необязателен. Сделав его обязательным, мы сохраним ценные рабочие качества в породе и, что не менее важно, обеспечим результативное применение их на практике.

Нельзя обойти вниманием еще одну "сферу деятельности" ягдтерьеров. В силу высокой злобности и хорошей вязкости ягдтерьеров их с успехом можно применять на кабаньей охоте по чернотропу и при небольшом снеге. Особого внимания заслуживает работа в паре с лайкой, так как ягдтерьер при своем небольшом росте не боится работать в мелком ельнике и проник крепких местах.

В каталоге 56-й Московской выставки записано всего пять ягдтерьеров, имеющих дипломы по кабану (3 - дипломы 11 степени и 2 - дипломы 111 степени). Характерно, что эти собаки либо привезены взрослыми из Прибалтики, либо получили там дипломы. На территории Московской области нет ни одной станции для испытаний охотничьих собак по кабану? В ряде хозяйств существуют лишь загоны, не отвечающие требованиям испытаний.

На VI Всероссийской выставке, проходившей 12 июня 1987 г. в Москве, пять обществ охотников и рыболовов выставили всего 107 ягдтерьеров (МООиР - 78, ВОО - 19, БООР - 4, ООиР Латвийской ССР - 3, УООР - 3), Это лишь незначительное количество собак, состоящих на учете. Объясняется это лимитом, установленным для записи собак в каталоге VI Всероссийской выставки.

99 % ягдтерьеров дипломированы по основному виду - норному зверю (лисица, барсук). Причем высокий показатель дипломов ! степени (67,9 %) получен за счет большого количества дипломов по барсуку. Собак, дипломированных по утке, всего 12 (11,2%), по кабану - 10 (9,3 %), по кровяному следу - I (0"9 %). Учитывались собаки, имеющие хотя бы один диплом, помимо основного вида. Несмотря не высокие показатели в работе по норному зверю, процент универсальности в породе очень низок. Это говорит о том, что ягдтерьеры, прежде всего Москвы и Московской области, превратились в породу чисто норную.

Для успешного ведения породы необходимо при испытаниях по норному зверю перейти на правила, принятые Международной кинологической федерацией, как более объективные в оценке основных рабочих качеств, особенно злобы; повсеместно разрешить применение ягдтерьеров при охоте на водоплавающую дичь; создать испытательные станции по кабану и кровяному следу.

Кроме того, условием племенного использования ягдтерьеров должно стать наличие не только дипломов по норному зверю, но и по другим видам дичи. Это мобилизует владельцев на соответствующую тренировку собак и позволит сохранить универсальность охотничьих качеств немецкого охотничьего терьера.

Многие охотники считают, что ягдтерьер в силу своей приемистости к охоте на разного рода охотничьих животных может заменить лайку. Это неправильно. Ягдтерьера выводили в малоснежных условиях Центральной Европы, а посему о конкуренции с лайкой не может быть и речи. Однако этот факт нисколько не умаляет достоинств ягдтерьера, который по праву занимает свое место верного товарища и помощника на охоте.

В. Шатунов, эксперт II категории
Охота и охотничье хозяйство 1989