Такса длинношерстная. "Сеттер" на коротких ножках

Длинношерстная такса, без сомнения, красивая собака: нарядная, эффектная, со своими ярко выраженными особенностями. Отсюда - мода на нее во многих странах. Поэтому и распространено мнение, что длинношерстную таксу недостаточно заставляют "проявлять злобу", то есть попросту мало занимаются или вообще не занимаются с ней как с рабочей собакой. Но эту разновидность изначально выводили для работы, как и гладкошерстную. Только предназначалась эта такса для более суровых погодных условий.

Впервые в литературе длинношерстная такса упоминается в 1820 г. Эта разновидность была выведена путем скрещивания гладкошерстных такс с длинношерстными породами охотничьих собак. Вероятнее всего в жилах длинношерстной таксы течет кровь спаниелей, а также некоторых пород легавых. Недаром длинношерстная такса охотничьего направления в массе своей более споро работает по утке, чем гладкошерстные или жесткошерстные собаки.

Одним из первых заводчиков длинношерстных такс в Германии был граф Цеппелин. Он разводил собак исключительно для охоты. Хорошо известно также имя фон Бюнау. Профессиональный военный, он начал заниматься длинношерстными таксами с 1874 г.

Фон Бюнау становится одним из наиболее видных заводчиков этой разновидности. 3 1877 г. он приобретает взрослую длинношерстную суку по кличке Шнипп. Обладая хорошей злобой, она отлично работала в норе и не хуже на поверхности. Как одна из первых представительниц разновидности, Шнипп экспонировалась на Ганноверской выставке в 1882 г., где была удостоена приза, а в дальнейшем она послужила моделью для уточнения стандарта длинношерстных такс.

В ряды заводчиков этой разновидности вливаются все новые приверженцы. В племенной книге такс в 1895 г. содержались сведения о тринадцати собаках, в том числе о первой длинношерстной таксе коричневого окраса.

В КОНЦЕ XIX - начале XX в. длинношерстные и жесткошерстные таксы были в меньшинстве, их приобретали нечасто. Это понятно, поскольку обе разновидности находились в стадии становления. Позднее ситуация изменилась. К концу 1930х гг. все три разновидности разводили в Германии уже приблизительно с одинаковой интенсивностью. В последующие годы наибольшей популярностью начинают пользоваться длинношерстные таксы. Они становятся модными собаками, и мода на них продержалась на Западе до 1973 г.

Длинношерстная таксаВ нашей стране первые длинношерстные таксы появляются сразу после войны - это были импортированные собаки, многие из которых имели неизвестное происхождение. Наиболее выдающимся представителем разновидности в начале 1950-х годов был Марс (вл. Гуревич), оставивший среди своих потомков ряд рабочих собак. В конце 50-х - начале 60-х гг. в длинношерстной разновидности появляются рабочие высокодипломированные собаки. В 70-е годы поголовье пополняется еще двумя собаками-чемпионами с высокими полевыми дипломами.

С начала 80-х годов в московской разновидности длинношерстных такс наблюдается спад рабочих качеств. Собак в подавляющем своем большинстве приобретают люди, далекие от охоты. Длинношерстная такса и у нас входит в моду как декоративная собака.

Хотя длинношерстная такса не мерзнет и может долго идти по следу в холодную погоду, скептиков-практиков останавливает именно шерсть. Она собирает достаточно грязи, а зимой на нее намерзает снег. Снежные катышки, примерзая к шерсти на нижней стороне туловища и на задней стороне лап, сильно затрудняют передвижение собаки.

Длинношерстные таксы не имеют такого повсеместного распространения в нашей стране, как гладкошерстные. Они сосредоточены в основном в крупных, традиционных племенных центрах: в Москве (самое большое поголовье), Петербурге, на Урале. Неплохие "гнезда" рабочих длинношерстных такс имеются в Ярославле, Новгороде, есть эти собаки в Воронеже, Орле.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ окрас и длина шерсти у этих такс устанавливаются обычно после нескольких линек, как правило, на втором году жизни. Шерсть растет у них довольно медленно. Но когда длинношерстная такса "одевается" полностью, ее шуба становится длинной и шелковистой, на туловище она гладкая и плотно прилегающая, имеет естественный глянец. Именно такая "рубашка" хорошо защищает от сырости и дождя. Шерсть не должна быть лохматой или иметь тенденции к завитку. Достаточно густая "рубашка" не скрывает, однако, очертаний тела собаки. На ушах, под горлом, на нижней стороне туловища, на задней стороне ног шерсть образует длинные шелковистые (но не пушистые!) очесы. На хвосте шерсть образует подвес в виде бахромы, что выглядит очень изысканно. Это краса и гордость длинношерстной таксы. Как только не называют эту "красу - и оперение, и уборная шерсть, и украшающая шерсть.

Шерсть лохматая, волнистая, в виде завитков вызывает серьезные нарекания экспертов. Пушистая шерсть и "кудри" вообще не допустимы. "Открытая", отстающая от тела или пушистая шерсть, хотя и может показаться гуще и теплее, впитывает влагу, как промокательная бумага. Она становится грязе- и пылесборником, и, чтобы содержать ее в чистоте, требуется постоянное расчесывание и дополнительные меры по чистке. Шерсть матовая, без блеска, сухая и жесткая на ощупь свидетельствует о том, что на ней нет жирового слоя, необходимого для того, чтобы она не пропускала влагу.

Итак, шерсть - один из основных породных признаков разновидности. Отсюда - и требования.

Длинношерстная такса отличается от гладкошерстной только шерстным покровом и требования к экстерьеру этих такс изложены в одном стандарте. Но... и здесь имеются нюансы. Более длинный шерстный покров зрительно несколько уменьшает длину головы, шеи и туловища. Чтобы сгладить это впечатление, необходимо, чтобы указанные части тела были несколько длиннее. Тогда собака будет обладать той гармонией, которая свойственна ее породе. Слегка скуластая или коротковатая голова, а также шея чуть короче, чем следует, не вызовут особой критики при экспертизе гладкошерстной таксы. У длинношерстной же эти недостатки будут выглядеть резче: длинная шерсть у основания ушей подчеркивает малейшую скуластость или недостаточную длину головы. А длинная шерсть по бокам шеи и под горлом создает впечатление, что эта "деталь" экстерьера короче, чем это было бы у гладкошерстной собаки. Слишком опущенная грудь гладкошерстной таксы выглядит не так неуклюже, как у длинношерстной. В этом случае шерсть буквально подметает землю, и создается впечатление, что собака грудью лежит на земле. Следовательно, у этой разновидности пропорции имеют еще большее значение.

Длинношерстных такс разводят рыжего, черно-подпалого и кофейного окрасов. Интересно, что в этой разновидности до 1920-х гг. встречались чисто черные и чисто коричневые собаки, без подпалов. Гамма оттенков рыжего у длинношерстных такс включает в себя красный - цвет полированного красного дерева, темно-вишневый, каштановый, золотисто-каштановый, оранжевый, светло-рыжий, но яркий и насыщенный.

У РЫЖИХ длинношерстных такс имеется также окрас с экзотическим названием "муар". При этом нижняя часть волоса имеет золотистый цвет, а верхняя окрашена негустым черным. Темный цвет наиболее распространен на ушах, шее, плечах, по корпусу, на боках. Внизу, к животу, на груди начинает преобладать рыжий цвет. Общее впечатление таково, словно на золотистую основу наброшена темная вуаль. Рыжий цвет начинает преобладать в более чистом виде на тех местах, где у черно-подпалой собаки должны быть подпалы. В сущности, они как бы слегка "нарисованы". Окрас чрезвычайно изысканный и элегантный.

Примечательно, что на выставках кинологических центров, располагающих достаточным количеством длинношерстных такс, произошло резкое "порыжение" рингов. Среди длинношерстных такс явно преобладают рыжие собаки, и палитра окрасов у разновидности в нашей стране намного беднее. Очень редко приходится встречать черно-подпалых длинношерстных такс, а кофейные стали просто диковинкой.

Благодаря своей эффектности и "таксячьим" качеством, длинношерстная такса имеет многочисленных поклонников. Любители длинношерстных пород всегда отдают должное этой собаке или мечтают приобрести такого щенка. И когда эта мечта осуществляется, они становятся счастливыми обладателями очень умной и очень красивой собаки, мимо которой невозможно пройти, где бы вы ее ни встретили - на улице, в доме, в парке.

Мария Муромцева